Своеобразие развития и воспитания детей 2-3 лет

В 2 года ваш ребенок постоянно удивляет достижениями развития. С каждым днем он становится все более самостоятельным, в поступках прослеживается причинно-следственная связь, любознательность возрастает ежеминутно, ваше общение становится все более информативным. Перед вами уже личность со своей манерой поведения.

Детские стремления

Возрастные особенности детей 2-3 лет связаны с интенсивным физическим, интеллектуальным и эмоциональным их развитием. Особенности развития малышей являются в этом возрасте импульсивность желаний, зависимость потребностей от ситуации, неосознанность мотивов поведения. Ежедневно мир вокруг них становится интереснее и притягательнее. В 2-3 года ребенок стремится:

  • как можно больше двигаться, осваивая окружающее пространство и познавая собственные физические возможности;
  • перебирать и играться с мелкими предметами и деталями (это замечательно развивает мелкую моторику, прекрасно способствуя развитию мозга и речи);
  • повторять все услышанные слова и интонации, копировать поведение и реакции взрослых;
  • играть как можно больше (можно смело сказать, что психология детей в 2-3 года основывается на игре, игра - способ познания мира, осваивания его и заявления о себе в этом мире);
  • быть вместе со взрослыми в любой ситуации, ребенок ожидает постоянного внимания родителей и старших членов семьи, их защиты и помощи.

Привычный порядок

В 2-3 года ребенок уже привык жить по определенному распорядку. Ему комфортен традиционный режим дня, организм малыша приспособлен к привычным формам бодрствования и приема пищи. Любое нарушение обычного распорядка создает дискомфорт для малыша, вызывает его протест: капризы, слезы, непослушание. Поэтому родителям важно постепенно готовить ребенка к предстоящим переменам. Заранее говорить об ожидаемых новостях, предупреждать, что скоро нужно будет уходить или заняться чем-то другим, в нужный момент не авторитарно прерывать игру, а постепенно переключить внимание, заинтересовать, «заговорить», меняя ситуацию и обстановку.

Учитывайте, что ребенок в 2-3 года сложно привыкает к новой обстановке и новому окружению, поэтому адаптационный период во время отдыха на выезде может затянуться на 5-6 дней. А возвращение домой для малыша - такая же тяжелая перемена привычной обстановки, как и отъезд.

Воспитываем, общаясь и играя

Психология ребенка 2-3 лет такова, что окружающий мир и жизнь неделимы: для малыша игра такое же естественное времяпровождение, как и любое другое действие. Процесс развития детей этого возраста неотделим от игры, более того, именно игра превращает воспитание в незаметное для ребенка приобретение новых навыков, умений, естественную социальную адаптацию. При этом не забывайте, что дети в этом возрасте очень наблюдательны. Для них принципиальна модель поведения взрослых в доме, их манера общения с окружающими.

Так, например, можно незаметно формировать навыки соблюдения порядка и аккуратности.

  • Любое общение (игра, прогулка, прием пищи) должны строиться на вежливом и доброжелательном обращении, обязательном использовании слов вежливости.
  • В любой ситуации спокойно подсказывайте и напоминайте, как проявить уважение и заботу по отношению к окружающим: поздоровайся - попрощайся, скажи «спасибо» или «пожалуйста», угости, предложи, пожалей и т.д.
  • После игры ребенок и взрослые убирают игрушки, наводят порядок.
  • Вместе с малышом раскладываются по местам и вещи взрослых, после еды убирается со стола грязная посуда (позвольте ребенку помочь вам убрать ложки, салфетки и т. п.).
  • Вместе кладите на место вещи после прогулки, аккуратно расставляйте обувь.
  • Давайте ребенку посильные задания и поручения (принести - отнести, подать, перенести, разложить и т. п).
  • Так же ненавязчиво и незаметно формируются навыки личной гигиены в течение дня от утреннего туалета до водных процедур перед ночным сном.

Развиваем самостоятельность

Часто трудно различить непослушание и капризы детей в 2-3 года и стремление, действительно, самому чему-то научиться, самоутвердиться. В такой ситуации родителям важно контролировать смену манеры поведения детей, самим создавать условия для формирования самостоятельности малыша:

  • выделите нижние полки в шкафах для вещей и игрушек так, чтобы ребенок мог бы сам выбирать необходимое и складывать на место;
  • объясняйте, почему игрушки нужно беречь, как складывать вещи и обувь;
  • учите бережно обращаться с книгами и картинками;
  • интересуйтесь, предпочтениями ребенка (рисовать карандашами или красками, лепить из пластилина или складывать пазлы и т.д.).

Истерики

В 2-3 года ребенок еще не может полностью выразить словами свои желания, мысли, чувства. Он не всегда понимает свои ощущения и еще совсем не может справляться с собственными эмоциями. Поэтому часто такая ситуация заканчивается истерикой. Причины:

  • ребенок не может объяснить свои желания;
  • прервали интересную игру малыша;
  • попытка привлечь внимание;
  • способ добиться желаемого;
  • ребенок перевозбудился перед сном, не может расслабиться и успокоиться.

Важно отличать истерики - капризы, которыми дети пытаются добиться своего. В такой ситуации доктор Комаровский советует взрослым проявлять твердость и настойчивость, потому что достаточно малышу хоть один раз добиться своего истерикой, и он будет постоянно использовать этот метод. Евгений Комаровский убежден, что дети очень быстро понимают, кто управляем, а кто - нет, и очень быстро учатся переключаться: они будут устраивать истерики тем, кто поддается, и никогда не будут их устраивать тем, кто на них не поддается. Поэтому бороться с истериками нужно только уверенностью и твердостью взрослого характера.

Первые разлуки

В 2-3 года многие малыши начинают посещать детские воспитательные учреждения. Особенности развития ребенка таковы, что самым сложным моментом становится расставание с мамой даже на непродолжительное время. Чтобы облегчить эту ситуацию, попробуйте придерживаться нескольких правил:

  • не показывайте своего волнения и тревоги ребенку;
  • обсудите с малышом ситуацию заранее, договоритесь о том, как вы заберете ребенка, и чем потом займетесь;
  • не нарушайте обещаний и договоренностей;
  • прощаясь, будьте спокойны, переключите внимание малыша на интересную игрушку или на деток, которые интересно играются;
  • уходите решительно и с улыбкой.

Тесная эмоциональная связь детей с родителями сохраняется до 8-9 лет. Понадобится какое-то время, чтобы ребенок привык к новым обстоятельствам, новым людям. Родителям нужно проявить терпение и выдержку. Проявить дома внимание и заботу, компенсируя время разлуки.

Помните, что перед вами маленькая личность 2-3 лет со своими особенностями развития. Малыш очень нуждается в помощи и опеке родителей и в тоже время пытается самоутвердиться. Ребенок только учится общаться, играть, справляться со своими чувствами. Главные его помощники - ваша любовь, мудрость и решительность. Растите здоровыми и счастливыми!