Супружеские отношения людей на пенсии. Ссоры пожилых супругов


ГП Лекция 6. Семья в жизни человека пожилого возраста

Типология семейных отношений пожилого человека

Типология взаимоотношений пожилых супругов.

Семья - культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных традиций, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.

Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи.

Можно выделить некоторые ключевые характеристики пожилых семей:

1. Происходит изменение структуры и функций семьи : с уходом детей теряется социализирующая функция, сокращается функция передачи опыта и знаний. Приоритетные функции пожилой семьи:

А). поддерживающая, когда супруги оказывают взаимопомощь, обеспечивают психологическую компенсацию всевозможных нагрузок;

Б). защитная, когда семья выступает барьером для непосредственного вторжения других социальных институтов (в частности, государства);

В). посредническая, реализующаяся в том, что семья пожилого человека нередко служит связующим звеном между родственниками, хранителем традиций семьи, воспоминаний.

2. Сокращение спектра семейных социальных ролей , сопровождаемое их конкретизацией, связанной главным образом не с половой дифференциацией, а с физическими возможностями супругов и их склонностями.

3. Изменяется идеология семьи в направлении повышения уровня закрытости: акцент смещается в сторону внутрисемейных проблем. Изменяется характер потребностей : возрастает потребность в безопасности и стабильности, преобладает погружение в мир внутренних переживаний, уменьшается потребность в активном освоении внешней среды.

4. Пожилая семья более стабильна . Разводы сравнительно редки. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет.

Семья пожилых людей устойчива к конфликту. Однако встречается скрытое противостояние, базирующееся на давних обидах, связанных с изменами, некорректным поведением. Нередко накопление обид вызывает конфликтную ситуацию.

^ 5. Усиливается привязанность пожилых супругов . Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления. В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

^ Типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.

К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.

Второй тип, "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.

Третий тип, "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь.

И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

^ Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология интегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих.

В сознании огромного числа людей, особенно старшего поколения, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологические установки.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возможность любви между мужчиной и женщиной.

Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль скоро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необходимо забыть. У каждого человека под влиянием воспитания, образа жизни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гормональных и нервных качеств складываются свои, только ему присущие представления о характере и нормах сексуального поведения. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в любовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естественной, только человеку присущей потребности любить и быть любимым, а секс - это только одно из проявлений любви.

^ Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей.

Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон конфликта.

К старикам сейчас все чаще применяют синонимы "обездоленные" и "бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно надеяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.

Одна из вечных заповедей, прочитанных Моисеем на каменных скрижалях, и повторенная через полторы тысячи лет Иисусом Христом, гласит: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли". Возможно, что это первый рецепт долголетия, причем речь идет не о долголетии родителей, что надо понимать само по себе подразумевается, а о долголетии заботливых детей.

Можно выделить два типа отношения к старикам: геронтофобия, или "линия Хама", и геронтофилия , или "линия Сима-Иафета" (по именам сыновей ветхозаветного Ноя, который проклял своего сына Хама и предрек быть его потомкам рабами у потомков братьев).

По тому, какая из линий является господствующей, можно судить, кто "правит бал" в обществе, гуманисты или гуманоиды - последние "радикально" решали проблемы стариков - они их просто съедали. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за социальное, материальное, психологическое, одним словом комфортное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязанность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со стороны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни.

Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно классифицировать по простейшему, но вечному основанию - отношению родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.

Рассмотрим геронтофильные варианты отношений. Сама система отношений подвергается инволюционному изменению, происходит возврат к прошлому, но стороны при этом меняются местами - младшие начинают опекать старших. Старшие не всегда принимают новые условия игры и новые роли, потому что приняв их, они должны как бы признать свое поражение. "Рокировка" позиций старших и младших чревата разнообразными конфликтными ситуациями. В большинстве своем пожилые люди смиряются с новым поворотом судьбы, подчиняются и теряют всякую самостоятельность, появляется нерешительность, страх что-нибудь напутать.

^ Чтобы чувствовать себя уверенным и собранным, человеку любого возраста необходим самоконтроль, но если кто-то другой берет эту функцию на себя, то проигрывают оба. Бессмысленно стараться отгородить пожилого человека ото всех дел и хлопот, от волнений и стрессов. Такая забота оборачивается для него душевной трагедией. Участие в жизни семьи, посильный труд дает уверенность в собственной полезности.

Росийские геронтологи установили интересный факт: состояние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самостоятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родственников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно.

Геронтофильная гипотеза о связи долгожительства с высоким уважением к пожилому человеку в семье и обществе поддерживается буквально всеми геронтологами. Именно изощренным этикетом почитания людей, "продвинувшихся в годах", объясняют феномен массового долгожительства в ряде этносов в том числе и на Северном Кавказе.

Итак, в качестве геронтологических социальных практик (отношение к старости0 можно выделить следующие:

-- геронтофилия – особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий.

-- геронтофобия – неприятие старых людей, боязнь старости, ассоциирующееся с нарастанием физической и духовной немощности. Крайняя форма этой установки – уничтожение старых людей.

-- агглютинативные модели поведения – смешанное сочетание, к примеру геронтократии и неприязни к старикам, не имеющим высокого социального статуса.

-- рефлексия старости как социокультурной ценности – признание высоких статусных характеристик старого человека как опытного, мудрого, одобрение его наставнических и посреднических функций.

Экономический рост второй половины XX века и резко изменившаяся демографическая ситуация привели к мобильности населения, готовности ради получения образования или заработка отправиться за тридевять земель, легко оторвавшись от дома и собственных корней. Старшее поколение привязано к своим корням гораздо сильнее и является хранителем тех ценностей - дома, семьи и т. п., по которым ныне начинают тосковать более молодые.

Современную цивилизацию отличает своего рода «возрастная сегрегация»: подростки в основном общаются с подростками, тридцатилетние - с друзьями и коллегами примерно того же возраста. Эта возрастная замкнутость возникает в силу того, что жизнь человека в большей мере определяется внешними институтами - школой, университетом, работой, а не внутрисемейными отношениями.

Сегрегация чревата антагонизмом и конфронтацией: в окружении однолеток люди скорее будут стремиться к утверждению собственного первенства, в то время как в «смешанных» возрастных группах устанавливается естественная иерархия в соответствии с опытом прожитых лет и осуществляется чрезвычайно полезный и необходимый обмен информацией между поколениями.

Результат «возрастной сегрегации» - пожилые как социальные изгои; лишение традиционного ореола мудрости; психологический дискомфорт; возрастание числа самоубийств в старости. Каким бы продуманным ни было материальное обеспечение всех нужд престарелых, это не снимает, а порой и усугубляет проблемы духовные, среди которых на первом месте стоит общение с младшими поколениями - детьми и внуками. Это общение и так во многом затруднено из-за отсутствия взаимопонимания: в мире старости царят несколько иные законы и ценности.

Характерная черта современного общества - некое предубеждение по отношению к старости, «ксенофобию» к населению этого другого мира, где потеря сил, болезни и отсутствие долгосрочных перспектив становятся суровой реальностью, противоречащей самому духу молодой и устремленной в будущее цивилизации. Вероятно в этом причина того, что сами старики неохотно говорят о собственных страхах или слабостях, физических и душевных. В то же время их дети внутренне не готовы привыкнуть к новому облику своих некогда сильных и уверенных родителей, а общество оказывается не способным помочь и морально поддержать ни первых, ни вторых.

Психологи считают, что воплощением культурного и социального отторжения старости стали дома престарелых, в которых, несмотря на внешнее благополучие (тоже отнюдь не повсеместное), царит тягостная атмосфера жизни «больного среди больных».

Разностью культурного и психологического багажа нередко объясняются и конфликты между поколениями. Одни и те же факты могут истолковываться прямо противоположным образом: так, на одном сеансе мать рассказывала доктору о долгих годах счастливого брака с покойным мужем, а ее дочь рисовала совершенно иную картину отцовских измен и семейных раздоров и упрекала мать в «блокировке» неприятных воспоминаний.

Открытие нового мира еще более затруднено тем, что он в принципе не кажется новым. Родители и дети знают друг друга много лет, и первым нужно осознать, что их малыши давно выросли и стали взрослыми людьми, обремененными кучей забот, а этим взрослым детям тоже трудно взять в толк, что их авторитетные и уверенные в себе родители теперь сами нуждаются в совете и защите. Привычная фраза, вроде «Почему ты опоздал к обеду?», будит множество воспоминаний и способна породить самые непредсказуемые эмоции, а раздраженный ответ «Я давно уже не ребенок» может вызвать слезы неподдельной обиды. Но не следует поддерживать у стариков иллюзию «остановившегося времени», и нет ничего страшного в том, чтобы объяснить маме, что вы уже давно не едите жареного мяса, которое вредно для вашего желудка.

Вообще, основной совет предельно прост: чтобы понять друг друга, надо разговаривать, в том числе и о самых важных и щекотливых проблемах, начиная с финансов и кончая физиологией. Взрослым детям зачастую приходится помогать больным родителям в отправлении самых естественных надобностей, и у тех и других это рождает чувство стыда и неловкости. Однако простая шутка: «Сколько раз ты меняла мне пеленки? Теперь мой черед» - способна снять напряжение. Точно так же не следует стесняться высказывать и свои претензии: чем сетовать, возвратившись домой, на старческий эгоцентризм матери, лучше вежливо, но твердо сказать ей: «Мама, мне было бы приятно, если бы ты почаще расспрашивала меня о моих детях. Я хочу, чтобы они были частью и твоей жизни тоже». Но в то же время стоит порасспрашивать родителей о временах их молодости, о важных событиях, свидетелями которых они были. Это не только весьма интересно, но и доставит им удовольствие, даст возможность лишний раз почувствовать, что они нужны, что их опыт может быть полезен.

Главная беда стариков - ощущение постепенной утраты сил и способностей. Можно найти в себе силу посмеяться над собственной слабостью, как знаменитый американский поэт У. Х. Оден на своих последних лекциях: «Если кто-то на задних рядах меня не расслышит, пожалуйста, не подымайте руку, я все равно не увижу, у меня жуткая близорукость», но ощущение, что ты уже не можешь делать то, с чем легко справлялся вчера, становится причиной все более и более глубокой депрессии. Чем меньше у человека сил, тем больше он нуждается в общении. Не случайно в штате Небраска, где живет автор книги, старики с горьким удовольствием рассказывают такой анекдот. Пожилой мужчина увидел на дороге лягушку, а она ему и говорит: «Поцелуй меня, и я обернусь прекрасной принцессой». Поднял он ее и посадил себе в карман. Лягушка спрашивает: «Ты что, не хочешь поцеловать меня и заполучить красавицу-принцессу?» Старик отвечает: «Знаешь, в моем возрасте я, пожалуй, предпочту говорящую лягушку». Подспудно в этой шутке скрыта и еще одна драма пожилого человека, мужчины прежде всего, - потеря сексуальной силы и притягательности. Потому старикам так свойственно рассказывать о своих прежних «подвигах», о том, как красивы, сильны и жизнерадостны они некогда были.

С потерей сил сужается и окружающий мир, порой он ограничивается порогом собственного дома. Все, что за его пределами, постепенно становится опасным, а главное, чужим и непривычным, поскольку именно там происходят стремительные перемены. Дом старого человека - это поистине его крепость, в которой он все еще чувствует себя сильным и защищенным, и именно поэтому так неохотно пожилые люди идут на всякое обновление своего жилища, а переезд и вовсе кажется им крушением всей жизни.

Окружающий мир не просто сужается, он еще и стремительно пустеет. Все те, с кем была прожита жизнь, - близкие, одноклассники, друзья и даже враги, - один за другим уходят, и стариков неизбежно настигает чувство одиночества. Особая трагедия - потеря супруга, сильнейший посттравматический синдром. Типичные его проявления - чувство постоянной опасности, раздражительность, бессонница, быстрые смены настроения. Еще одна характерная черта - чувство вины за то, что выжил, за то, что не успел что-то сделать для дорогого человека. Стремясь как-то избыть это чувство, оставшийся в живых постоянно сосредоточен на ушедшем и порой вообще не может говорить ни о чем другом.

Бесконечные разговоры о смерти любимого человека - крайнее проявление характерной, в принципе, для пожилых людей «зацикленности» на обсуждении болезней, своих и чужих. Окружающих подобные нескончаемые разговоры могут приводить в крайнее раздражение, но следует иметь в виду, что они становятся проявлением все того же синдрома - попытки изжить травму путем постоянных размышлений и рассуждений о ней. А для стариков главная травма, главное «поле брани», по выражению писательницы, - борьба с телесной слабостью и приближающейся смертью.

Способы ослабления посттравматического синдрома в любом возрасте - переключение внимания и интересов на нечто новое, будь то новая работа, новые люди или просто новые впечатления. В старости это не так-то просто, но все равно возможно: опять-таки близость с детьми, а тем более с внуками позволяет открывать для себя непривычные миры и получать положительные эмоции. Но зачастую стариков привлекают конкретные предметы и занятия, до которых раньше у них не доходили руки или для которых они, по их мнению, были вовсе не приспособлены.

Разумеется, главная трудность для самих стариков и для тех, кто их окружает,- это ощущение неотвратимо надвигающегося конца, и хотя у 70–80-летних особые отношения со смертью, порой они даже по ней «скучают», все равно осознание ее приближения - проблема, которую каждый из них мучительно решает.

^ Конечно, проще тем, кто находит успокоение в религии, ведь светская культура, скорее, склонна отгораживаться от самой мысли о бренности всего сущего . Поэтому, заключает автор, у нас нет каких-то форм осмысления смерти и примирения с нею, каких-то ритуалов, облегчающих последние дни тех, кто стоит на ее пороге, и боль близких, являющихся свидетелями ухода родного человека. Общение - вот то, что способно скрасить время угасания, и потому можно почаще устраивать семейные собрания и праздники, да и просто побольше говорить со своими стариками, в том числе и на самые болезненные темы. В какой-то степени смерть можно планировать, как всякое будущее событие, - и на уровне конкретных деталей, и на уровне духовной подготовки к ней. В последнем отношении автор считает весьма полезной философию движения хосписов, в основе которой лежит идея, что у всякого умирающего есть пять задач. Он должен суметь и успеть сказать пять простых фраз: «Я прощаю тебя», «Пожалуйста, прости меня», «Спасибо», «Я люблю тебя», «Прощай». Главное - чтобы эти слова были услышаны и не остались безответными.

Справедливое заключение о том, что «всякая жизнь оканчивается трагедией, поскольку живым не ушел никто». Замечательно, если удалось выстроить новую систему ценностей, необходимую в мире старости. Здесь прежде всего ценится не успех и материальное благополучие, а время, которого остается все меньше , и потому надо уметь правильно его распределять, зная, на что его должно тратить, а на что нет.

Психолог и писательница М.Пайфер, не претендуя на универсальность, ссылается на свой личный опыт «подготовки к зиме». Она определила для себя систему приоритетов, состоящую из пяти «Р»: Расположение людей (respect), Родственные чувства (relationship), умение Расслабляться (relaxation), достижение Результата (result) и Реализация себя (realization). В выборе именно этих пяти целей, ради которых не жалко тратить стремительно убывающее время, писательница руководствовалась опытом тех стариков, которые стали для нее примером умения стареть с достоинством и радостью. Слова из дневника ее пациентки и служат достойным описанием «старости со смыслом»: «Жизнь продолжается, и я решила: раз уж я все равно живу, то почему бы не пожить как следует».

Между тем в обыденном сознании наступление старости ассоциируется с появлением внуков: старики - это не столько родители, сколько дедушки и бабушки. Отношения «старых и малых» являются своего рода идеальной моделью семейных взаимоотношений, основанных не на обязанностях или зависимости, а на чистой любви и неподдельном уважении. Дедушки и бабушки способны, с одной стороны, создать у детей ощущение дома и семейных традиций, а с другой - научить их видеть повседневные прелести окружающего мира, ибо именно старики способны осознать красоту и осмысленность каждого жизненного мгновения. И опять-таки автор с горечью замечает, что массовая культура напрочь игнорирует отношения «через поколение»: фильмов о марсианах и серийных убийцах во много раз больше, чем о дедушках и бабушках. Современное общество слишком оторвалось от своих корней и потому забыло о стариках.

Конечно, условия жизни стариков могут разниться: скажем, большинству наших пожилых людей остается только мечтать о жизни в лишенных человеческого тепла, но хорошо оборудованных домах престарелых. Но страхи, физические и душевные страдания, тяга к общению и потребность во внимании близких едины у пожилых людей вне зависимости от языка, культуры и цвета кожи - точно так же, как их детям по всему миру свойственны одни и те же смешанные чувства боли, вины, а порой и раздражения.

В последние годы пожилой возраст привлекает к себе все больше внимания специалистов в различных областях знаний о человеке, в том числе и в сфере брачно-семейных отношений. Такой интерес вызван изменением демографической ситуации в мире и особенно в экономически развитых странах. Демографические процессы современного человечества характеризуются неуклонным ростом в его структуре доли людей старше 60 лет. Данная тенденция имеет место в большинстве развитых стран, не является исключением и Россия.

По данным за 2012 г., пожилые люди пенсионного возраста составляют 23% населения России, их численность превышает численность детей и подростков. Процесс старения сопровождается деформацией гендерной структуры населения. По прогнозам, процесс старения населения Российской Федерации будет продолжаться, и к 2020 г. каждый пятый житель России будет старше 65 лет.

Общепризнанно, что старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации (Л. И. Анцыферова, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Т. Д. Марцинковская, Ю. Б. Тарнавский, и другие).

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения пожилого человека к жизни, людям, себе, семье, супружеству, возможностям формирования новых брачных отношений.

Однако качество брака и удовлетворенность семейной жизнью пожилых людей как самостоятельная проблема отечественными авторами практически не рассматривались, хотя большинство из них признают, что семья пожилого человека выполняет в этот период компенсаторную функцию. При этом чаще всего анализируются не супружеские отношения, а отношения пожилых людей со своими взрослыми детьми и внуками. Несмотря на то что взаимодействие с детьми и внуками является важной составляющей жизни пожилого человека, оно не может заменить общение, а также любовь и поддержку супруга.

Таким образом, в отечественной социальной психологии старения, семейной психологии успешность и трудности пожилых супружеских пар пока еще остаются на периферии научного интереса. Исследователи либо обходят их вниманием, либо механически переносят на них стандарты и способы жизнедеятельности, свойственные супружеству молодого и среднего возраста. Такой подход объясняется следующими причинами.

  • 1. Сокращается количество пожилых семей, связанное, во-первых, с более высокой смертностью среди мужчин разного возраста; во-вторых, с тенденцией к бракоразводной составляющей - лишь ограниченное число супружеских пар проживает поздние годы жизни совместно, находясь в браке.
  • 2. Традиции современной культуры предписывают стареющему человеку, пожилой семье проблемный, девиантный статус, обусловленный представлением об истощении их ресурсов. Не уделяется должного внимания своеобразию пожилых семей. В то же время социальные практики повлекли за собой отрицательные социальные и экономические последствия. Стало очевидным, что пожилые семьи занимают особую нишу. Она становится уникальным местом удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей, сферой, в которой осуществляются основная деятельность, досуговая составляющая, реализуются практики взаимной поддержки. Семья занимает одно из первых мест в ценностной структуре представителей старшего поколения. Превалирующей ценностью становится само наличие близкого человека, возможность совместного проживания с ним, вовлеченность в общую деятельность .
  • 3. Семья пожилого человека - это уже не детоцентрированная структура, и даже если пожилая супружеская пара принимает активное участие в жизни взрослых детей, в большей степени общаясь с внуками, она старается найти личностно ориентированные смыслы: формируются новые значимые для них ценности: автономия, интимность, поддержка друг друга, поддержание здоровья и активности, поиск ресурсов для успешной адаптации к периоду старости.
  • 4. Изменяется характеристика границ семейной системы: они становятся более закрытыми. Пожилые супружеские пары в большей степени фокусируют внимание на собственных, внутрисемейных проблемах, внутренних переживаниях. Во многих парах снижается социальная активность, уменьшается потребность в активном освоении внешней среды, количестве и частоте межличностных контактов.

Рассматривая супружество в пожилом возрасте, важно отметить некоторые аспекты отношения пожилых мужчин и женщин к жизни. В 2013 г.

авторами настоящего учебника проведено исследование, в котором приняли участие пожилые люди в возрасте от 55 до 70 лет, постоянно проживающие в Москве и Московской области, состоящие в браке и ведущие трудовую деятельность . Главным итогом исследования явилось подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что существуют различия в отношении к жизни у пожилых мужчин и женщин, что позволило сделать следующие выводы:

  • 1) пожилые женщины более позитивно и оптимистично относятся к жизни, нежели мужчины. Они отмечают, что относятся к своей настоящей жизни с оптимизмом, большая же часть мужчин не видят в ней ничего позитивного, того, что могло бы стать ресурсом для активности в различных сферах жизнедеятельности;
  • 2) женщины пожилого возраста в большей степени, чем мужчины, придают своей жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, удовлетворены эмоциональной насыщенностью жизни и результативностью прошлого и настоящего. Примечательно, что пожилые женщины имеют ясное представление о себе и своих возможностях, считают, что обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить собственную жизнь в соответствии с поставленными целями;
  • 3) жизненные смыслы у пожилых женщин доминируют в семейной, коммуникативной и альтруистической категориях. Это подтверждается тем, что в стрессовых ситуациях для разрешения проблемы женщины склонны выбирать стратегию поиска социальной поддержки, стараются передать свой жизненный опыт посредством рассказов в кругу семьи; чтобы чувствовать себя счастливыми, они хотят проявлять доброту и больше помогать людям. Для большинства опрошенных женщин продолжение трудовой деятельности не является приоритетным;
  • 4) жизненные смыслы пожилых мужчин в большей степени доминируют в экзистенциальной, когнитивной и самореализационной категориях, поэтому для передачи своего жизненного опыта они выбирают обучение детей ремеслу в детских центрах и написание статей и заметок в СМИ, желают больше работать в общественных организациях и сотрудничать с политическими партиями и движениями. Кроме того, для мужчин важно продолжать свою профессиональную трудовую деятельность;
  • 5) пожилые мужчины по своей натуре более замкнутые, чаще раздражаются и нервничают, беспокоятся по поводу того, что не ориентируются в современной жизни, гораздо реже испытывают ощущение душевного подъема и надежды. Они проносят эти страхи и переживания через всю свою жизнь, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее.

Для целей описанного выше исследования важным являлся анализ ответов на вопросы социально-психологической анкеты. Приведем ответы на один из вопросов: «Каким бы вы хотели себя видеть, чтобы чувствовать себя счастливым?». Результаты распределились следующим образом (табл. 3.6).

Таблица 3.6

Ответы респондентов на вопрос:

«Каким бы вы хотели себя видеть, чтобы чувствовать себя

счастливым?»

Как видно из табл. 3.6, представления о счастье у мужчин и женщин пожилого возраста разные. Идеал счастливой жизни - это высокий уровень позитивности настроения, наличие социальных связей, понимание смысла жизни и перспектив, личностные смыслы в жизни, т.е. рациональное сочетание супружеской жизни, личностного понимания жизни, жизненных перспектив и общественной полезности (нужности). Результаты исследования отношения пожилых людей к жизни могут помочь понять особенности супружества в пожилом возрасте.

Немаловажным является отношение пожилых людей к такой человеческой ценности , как любовь.

Ниже представлены краткие выводы, сделанные на основе эмпирического исследования, проведенного в 2013 г. Целью исследования являлся сравнительный анализ представления о любви и новом браке в группах людей пожилого и старческого возраста. Оказалось, что:

  • 1) для людей пожилого и старческого возраста понятия «любовь» и «любовь в позднем возрасте» являются эмоционально насыщенными переживаниями как положительных чувств (счастье, радость, нежность, блаженство, восторг, трепет, страсть), так и отрицательных (ревность, обман, боль, блажь, ерунда, страдание, зло, разочарование, предательство). При этом положительные эмоции проявляются интенсивнее и ярче в группе пожилых людей;
  • 2) понятие «любовь в позднем возрасте» воспринимается пожилыми людьми несколько иначе. Наряду с эмоционально чувственной составляющей и межличностными отношениями важная роль здесь отводится категории «деятельность». Для поздней любви в пожилом возрасте наиболее характерна активная форма проявления поддержки, заботы, взаимовыручки, помощи по хозяйству, потребности в уходе. Это более альтруистическая, духовная любовь, наполненная поддержкой и помощью, скорее похожая на дружбу;
  • 3) понятие «новый брак» (или возможности создания одинокими пожилыми людьми нового брака) в обеих группах также является эмоционально чувственным переживанием. Причем в старческом возрасте интенсивность отрицательных эмоций по отношению к новому браку повышается. Следовательно, с возрастом значимость нового брака снижается, и количество попыток создать новые отношения становится минимальным;
  • 4) для людей пожилого возраста в представлении о новом браке немаловажной оказалась материальная выгода (улучшение жилищных условий, финансы, материальная поддержка) - в отличие от людей старческого возраста, которые ни разу не отметили эту категорию, - а также возможность общения, с чем согласились и люди старческого возраста.

Главный вывод исследования заключается в том, что любовь в жизни людей пожилого и старческого возраста занимает важное место, вызывает разные чувства и действия, кроме равнодушия. По мнению респондентов, обретение новой любви в пожилом возрасте создает основу для позитивных эмоциональных состояний, самоуважения и побуждает к активной жизни. Создание нового брака в случае одиночества пожилые люди, в отличие от людей старческого возраста, склонны рассматривать как вариант построения здоровой и потенциально продуктивной жизнедеятельности.

Краткие выводы исследования отношения пожилых людей к любви и новому браку во многом подтверждает утверждение Н. А. Бухаловой о том, что для людей этой возрастной категории новая семья, дающая возможность общения, реализации душевных качеств, может стать настоящим событием на склоне дней и положительным жизненным стимулом. Практика создания семейного союза является альтернативой одиночеству, проживанию с детьми или в доме престарелых. Автор отмечает, что ведущим мотивом создания новой семьи пожилыми людьми (старше 60 лет), является «бегство, спасение от одиночества». Незначительная часть респондентов (3,7%) считает создание семьи в позднем возрасте ошибкой и не видит в этом никаких преимуществ для пожилого человека. Чувства, любовь в качестве мотивов создания новой семьи пожилыми людьми не рассматриваются. Н. А. Бухалова пишет: «Брак пожилых людей основан не на любви, а на общности интересов, житейских соображениях, страхе одиночества и других практических причинах» .

Для представителей старшего поколения значимыми причинами заключения брачного союза, но мнению многих психологов, является общность интересов и взглядов, а наименее значимыми - случайность, месть, стремление быть как все. Мотивация брачно-семейных отношений включает как вариативные, т.е. изменчивые, так и инвариативные (стабильные) компоненты. К инвариативным компонентам относятся семейные ценности и мотивы вступления в брак, а к вариативным - семейные установки, образ партнера, функционально-ролевая структура семьи.

Представляют интерес результаты исследования невротической потребности в любви и «детских» стратегий поведения в выборе идентификации с кем-либо у женщин пожилого возраста, предпринятого В. А. Зарецкой . Автор провела контент-анализ писем женщин в возрасте 55-74 лет, опубликованных в рубрике «Клуб одиноких сердец» в газетах «Лечебные вести» и «Лечебные письма» за 2007-2008 гг. По итогам исследования она пришла к выводу, что социально-психологические факторы сильнее биологических влияют на особенности психического развития человека в поздние годы. Именно к этим социально-психологическим факторам относятся распространенные в обществе негативные стереотипы, касающиеся старших возрастных групп населения. Под их влиянием у многих стареющих людей формируется негативное отношение к себе, снижается мотивация достижения, основная стратегия жизни - избегание страданий. Большинство респондентов выдают свои надежды прежде всего «под знаменем» поиска любви и общения. В их признаниях в той или иной степени сквозит тревога о своем настоящем положении и бесперспективности будущего, и связана она чаще всего с нереализованной потребностью в «принадлежности» другому человеку. «В позднем возрасте без удовлетворения потребности в “принадлежности” к другому человеку и любви невозможно двигаться дальше в своем развитии и осмысления своего “Я”», - отмечает автор.

Бухалова II. Л. Семья - основа бытия пожилого человека и гарант активной старости // Вести, науки ТГУ. 2012. № 2 (20). С. 110-113.

  • Зарецкая В. Л. Невротическая потребность в любви у женщин пожилого возраста //Изв. Самар, науч. центра РАН. 2010. Т. 12. № 3. С. 719-725.
  • Всем известно, что у супругов с возрастом меняются сексуальные потребности. Но это не означает, как принято считать, что сексуальность умирает при достижении пожилого возраста. Отнюдь нет, она просто переходит в другую фазу, правда, лишь у тех, кто не “сидел, сложа руки” в молодости и сумел гармонизировать свои отношения.

    Половое влечение и возможность получать удовольствие от половых актов сохраняется у мужчин до глубокой старости. В возрасте от 30 до 50 лет половые возможности мужчин сравнительно стабильны. А затем потенция постепенно снижается - уменьшается частота половых актов. Но возраст сам по себе ещё не означает снижения половой функции. Известно немало случаев, когда мужчины старше 70 лет были способны на несколько половых актов в неделю. И у многих мужчин до глубокой старости сохраняется не только эрекция, но и семенная жидкость остаётся полноценной. Это даётся природой. Однако человек нередко нейтрализует данные природой возможности. Дело в том, что неполноценное питание, нарушение разумного соотношения между работой и отдыхом, длительные перерывы в половой жизни, курение, злоупотребление алкоголем или более сильными наркотиками отрицательно сказываются на половых возможностях мужчины.

    Женщины в пожилом возрасте тоже не теряют сексуальную способность, хотя в этот период и происходит обратное развитие яичников (как производителей гормонов), а в последствии - внутренних и наружных половых органов. Всё это, впрочем, не имеет решающего значения для половой жизни. Правда, во время климакса временно может снизиться и интерес к половой жизни из-за нарушений вегетативно-физиологического характера, приливов крови, жалоб на сердце и т.п. Но ведь к этому приводят и другие физические и психические недомогания, так что сам по себе климакс не снижает сексуальности, а временно подавляет её, как, впрочем, и другие болезни.

    Разные народы по-разному реагируют на климактерический период у женщин. Если женщина расценивается в данном обществе как роженица и собственность мужа для полового удовлетворения, то у неё может возникнуть комплекс неполноценности и опасение, что она потеряла свою значимость. А это никак не способствует душевному спокойствию и нормализации сексуальной жизни. Женщины же, живущие в равноправном обществе, даже празднуют в кругу семьи наступление климакса и радуются, что в дальнейшем опасение нежелательной беременности не будет мешать их сексуальной жизни. И по этой причине женщины в гармоничной семье любящих супругов морально гораздо легче переносят климакс.

    У зрелости, как и у других отрезков человеческой жизни, есть свои преимущества, в том числе и в половой жизни. Спокойные и сдержанные ласки, умеренная половая активность и многолетний опыт совместной жизни способствуют возникновению обострённого чувства внимания и заботы друг о друге. Да и социальная жизнь в этом возрасте у большинства пар стабилизируется: спадает давление забот о детях и появляется возможность (как и до рождения первенца) всю заботу направить на свою половину. И если супруги не пренебрегают сексом и постоянно освежают свою сексуальную жизнь, умея при этом довольствоваться достигнутым и радоваться жизни, то они могут до конца своих дней сохранить не только любовь и нежность друг к другу, но и взаимное половое влечение.

    Если о периодическом восстановлении полового влечения супругов “заботится” природа, то задача супругов - направить влечение в нужное русло, заставить его “работать” на супружескую гармонию. И в принципе, при условии сравнительного физического и душевного здоровья супругов, у них не может быть объективных причин для внебрачных половых связей, нарушающих гармонию. Но если супружеская жизнь не укреплена взаимной любовью, то супругам придётся “довольствоваться” супружескими изменами - попытками найти удовлетворение вне брака. Хотя и такие попытки редко помогают избежать одиночества, тем более - с возрастом.

    Говорить однозначно об аморальности внебрачных половых связей мужчин - всё равно, с молодыми любовницами или проститутками - довольно трудно. Тем более что и женщины могут “купить” себе интимные удовольствия. Да и зачем им лишать себя удовольствий “на стороне”, если в браке заведомо их не получить? Правда, это они в своё время не позаботились о будущем своих взаимоотношений в семье, что и привело их к отчуждённости. И мы, разумеется, не оправдываем “изменников”, а просто в очередной раз подчёркиваем, что измена - это индикатор ошибок обоих супругов, а не только аморальности одного из них. Но как бы то ни было, с возрастом эти ошибки всё больнее бьют по супругам. Кому-то, может, удаётся и в таком возрасте найти своё счастье. Но надеяться на это...

    Мы уже говорили о том, что женщины в пожилом возрасте не теряют своих сексуальных способностей, если, конечно, не пренебрегают половой жизнью. Что же касается климакса, который наступает примерно в пятидесятилетнем возрасте и в зависимости от индивидуальных особенностей может продолжаться в течение двух-трёх лет, то от него половое влечение не только не ослабевает, а наоборот - обостряется. Причём, нередко, как во время климакса, так и после него, половое влечение становится даже сильнее, чем в молодости. Слабеет же оно лишь к 60-ти годам, а иногда и значительно позже. И из-за этого женщины, не имеющие представления о закономерности таких изменений, сильно смущаются от своей сексуальной потребности, сексуальной озабоченности. Они считают эти изменения патологией и стараются подавить свою сексуальность. Для одиноких и несчастливых в браке это, может, и уместно, но подавлять свою сексуальность при живом и здоровом муже - уже чересчур. Другое дело, что у мужа в этом возрасте уже не та потенция, и он отстаёт в сексуальном плане, но ведь любящим супругам ничего не стоит и в пожилом возрасте найти удовлетворяющий обоих выход.

    Многие женщины только в пожилом возрасте начинают понимать, какие ощущения были у молодого мужа, когда у них было слабое влечение. И если они в молодости “шли навстречу” своей половине в этом вопросе, то и мужья, памятуя об этом, с удовольствием помогут ей не чувствовать себя обделённой и “патологически развратной”. Если же в молодости всё было иначе, то пожилой муж будет только злорадствовать, лишившись сочувствия. Конечно, это очень обидно для жены и крайне нетактично с его стороны, но что поделать, если в старости приходится “пожинать” то, что было “посеяно” в молодости. Поэтому молодые супруги должны учитывать, что гармоничность их брака в пожилом возрасте будет зависеть не только от взаимопонимания, уважения и нежности, которые они смогут своевременно ввести в свои взаимоотношения, но и от сексуальной активности. А активность можно надолго сохранить, если быть грамотными в интимных отношениях. Дело в том, что чем активней в сексе были супруги в молодости, тем дольше у них сохранится половая активность в пожилом возрасте, хоть этому и противоречит “экономическая” теория, бытовавшая одно время.

    Согласно этой теории, половые возможности мужчины довольно ограничены. Причём, приводились даже конкретные числа, сколько семяизвержений “отпущено” мужчине на всю его жизнь. (Числа эти рассчитывались, вероятно, по той же методике, по какой подсчитывалось количество дьяволов, помещающихся на острие иглы.) Соответственно мужчинам рекомендовалось экономить свою половую силу – ограничивать количество семяизвержений. Но ведь от экономии спермы, что для всех, кроме китайцев, означает сокращение частоты половых актов, потенция ещё больше снижается с возрастом. Поэтому и результаты у “экономистов” часто были гобсековскими - “Ни себе - ни людям”.

    Всплеск женской сексуальности, который не всегда положительно отражается на супругах, с годами постепенно сглаживается: половое желание появляется реже, секреция влагалища скудеет, оргазм ощущается слабее или вовсе не наступает. Это уже признак старости, но интимные ласки могут продолжаться, ведь при необходимости можно и увлажнить половые органы, и воспользоваться разнообразными современными мазями для секса. А при нормальных отношениях между супругами всё это делается очень естественно, да и воспринимается с пониманием и нежностью.

    У многих, особенно у молодых, размышляющих о месте секса в пожилом возрасте, может возникнуть вопрос: “Стоит ли игра свеч?” Оказывается - стоит. Ведь важность интимной жизни для пожилых супругов заключается в том что, стимулируя эмоциональность жизни, секс поддерживает здоровье, и продлевает активные годы. Интимная жизнь не даёт угаснуть интересу к жизни в целом, без которого в пожилом возрасте приходится скучно доживать свои годы, уже не надеясь на радость и душевную близость, и нередко принося своей половине массу неудобств “на прощанье”.

    У большинства мужчин критический возраст наступает между 45-ю и 55-ю годами, причём, тем раньше, чем больше они переживают ослабление эрекции полового члена – сказывается влияние постоянной сосредоточенности на половой слабости. А такие переживания только усугубляют положение и могут привести к заболеваниям, нередко даже с тяжёлыми психоневротическими последствиями. В таких случаях мужчине необходимо обратиться к врачу. Но таких осложнений может и не быть, если супруги будут знать, что глубина такого кризиса зависит от их взаимоотношений, от того, насколько они способны сопереживать и помогать друг другу. Да и серьёзных причин для волнений нет, ведь, к примеру, на детородной функции ослабление половой потенции не отражается, хотя вряд ли она нужна подавляющему большинству мужчин в этом возрасте. Просто мужчинам трудно преодолеть несоответствие между желаниями и возможностями. И особенно тем, которые до этого возраста даже не задумывались о такой возможности. И на них сильнее давит то, что при сохранившемся высоком уровне полового влечения, у них уже не те возможности, в то время как у партнёрши в этом возрасте возможности остаются на прежнем уровне, а влечение - ещё и усиливается. Такая ситуация не может не сказаться на мужском самолюбии, правда, его самочувствие в эти трудные годы во многом зависит от понимания супруги, от её участия.

    Как мы уже говорили, у сексуально-грамотных супругов не должно возникать конфликтов на почве половой неудовлетворённости, так как они понимают, что с ними происходит, и при трудностях, связанных с физиологией, приходят на помощь друг другу, и сообща ищут выход из создавшегося положения, обходясь без взаимных упрёков. И так они поступают не только в молодые годы, но и тогда, когда с возрастом сексуальные проблемы приобретают несколько иные формы, вернее, когда осложнения в половой жизни супругов часто связаны со снижением половых возможностей мужчины.

    Пожилые мужчины медленно реагируют эрекцией на половое раздражение. У многих мужчин после 60-и лет полная эрекция наступает лишь непосредственно перед семяизвержением, поэтому им нужна более сильная стимуляция. Это значит, что жена должна взять на себя инициативу, понимая, что эрекция у пожилого мужчины быстро проходит. К тому же, зная о важности роли эмоциональности в интимной жизни, пожилые супруги для компенсации снижения внешней сексуальной привлекательности могут прибегнуть к другим возбуждающим приёмам. К каким именно? В таком возрасте они сами должны знать. И тут, может в последний раз в жизни, снова на первый план выйдут взаимодоверие и взаимоуважение, без которых невозможны согласованные действия супругов.

    Уже говорилось, что пожилым супругам не рекомендуется пренебрегать половой жизнью, так как она продлевает не только биологическую, но и социальную активность человека. Хочется лишь добавить, что супруги должны знать некоторые особенности секса в этом возрасте. К примеру, согласно учению известного даосского врача Сунь Сю Ли, мужчинам совсем не обязательна эякуляция при каждом половом акте. Мужчинам же пожилого возраста и вовсе рекомендуется кончать половой акт вообще без эякуляции. Правда, если мужчина 60-и лет “исключительно крепок и здоров, он может иметь одно спускание в месяц”. И это не противоречит тому, что было сказано выше об “экономической” теории, в которой экономить сперму советовали молодым.

    В последнее время начали появляться публикации о супружеских парах типа “май – сентябрь”, то есть - с большой разницей в возрасте. Конечно, можно согласиться, что при такой разнице тоже не трудно достигнуть половой гармонии, но семья в таких случаях будет иметь специфический вид. Хотя в отдельных случаях и такая пара может достичь гармонии, но тут нужно учитывать множество конкретных факторов. Поэтому мы не будем останавливаться на проблемах подобных семей, как не рассматривали до этого гомосексуальные и полигамные браки, хотя и в них может быть достигнута определённая гармония. Да и честно говоря, довольно трудно представить себе, о каком браке идёт речь, когда, скажем, в древней китайской книге “Су Нюй цзин” читаем: “У мужчины 80-и лет могут быть дети от девушки 18-и, а лучше - 15-и летнего возраста, и эти дети будут жить долго”.

    Непонятно, на какую продолжительность рассчитан такой брак, как жил до брака супруг, и как жить потом молодой вдове с ребёнком? Скорее всего, такие браки отражали социальную специфику древнего общества. Современным же пожилым женатым мужчинам думать нужно в другом направлении. Правда, вывод из древнекитайских советов можно сделать вполне определённый: сексуальная гармония доступна любой паре. Однако, для современных супружеских взаимоотношений нужна как душевная, так и социальная общность, так что современным парам типа “май – сентябрь” придётся думать не только о своих сексуальных переживаниях, но и о будущем своих отношений, и о детях. Впрочем, думать в минуты долгожданного счастья как раз и не хочется, тем более что именно ограниченность времени, наряду с горечью от бесполезно прожитых лет, усиливает страсть этих людей, заставляет их “выложиться” полностью и жить “как в последний раз”, радуясь каждому дню. Но кто вправе осуждать влюблённых, нашедших своё, пусть даже нестандартное счастье? Осуждение таких браков - это пережиток, оставшийся с тех времён, когда общество активно вмешивалось в интимную жизнь супругов. Но то, что мы не осуждаем браки между партнёрами с большой разницей в возрасте, отнюдь не означает, что мы рекомендуем именно такие браки. Лучше всего - вовремя найти свою половину, тогда и самим можно долгие годы радоваться супружескому счастью, и детей можно успеть воспитать в том же духе. Не это ли лучшее удовлетворение под конец жизненного пути?

    Просмотров: 2784
    Категория: »

    Все мы когда-то в той или иной степени испытывали чувство горя или переживали тяжелую утрату. В отношении пожилых людей ситуации потерь и горя более драматичны: одному из членов каждой пожилой супружеской пары придется смириться с потерей супруга или супруги.

    Многими авторами признается, что люди позднего возраста больше подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые люди. Для пожилых становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограниченна, времени остается мало. Не все утраты и потери могут быть чем-то компенсированы.

    Пожилые вынуждены смириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких для них людей. Среди других источников горя, наиболее значимых для пожилых, выделяют потерю работы, связанную с их физическим состоянием. Проблема потери работы волнует пожилых в том случае, если они не желают ее оставлять. Чаще пожилые уже не работают в силу своих возрастных особенностей, связанных со здоровьем. Они часто лишаются зрения, слуха, подвижности, устойчивости.

    В литературе известен феномен «чрезмерной нагрузки от тяжести утраты». Это происходит в ситуации смерти своего близкого, когда пожилой человек не успевает оправиться от нее и снова теряет кого-то. Восстанавливающих сил организма может оказаться недостаточно. Несмотря на увеличение потерь и источников горя в позднем возрасте, в литературе встречается мнение, что старики переживают горе легче, чем люди среднего возраста.

    Тематика изучения проблем смерти, отношения к ней, тяжелых потерь и горя в разных возрастных периодах остается пока одной из малоизученных. Тем не менее можно выделить несколько характерных ситуаций, в которых пожилой человек внезапно для него становится сиротой, вдовцом/вдовой, теряет ребенка или даже внука [Калиш, 1977].

    В первой ситуации (пожилой как сирота) можно предположить, что родителям пожилых не менее 80 - 85 лет, они имеют хронические болезни и поэтому их смерть не является неожиданностью. Часто эти обстоятельства несколько уменьшают горе при потере. Предвиденное, ожидаемое горе облегчает переживания, так как остающийся один «пожилой ребенок» не строит уже никаких планов на будущее, связанных с родителями. Поэтому их смерть для «пожилого ребенка» не носит разрушающего характера, хотя утрата очень болезненна.

    Несколько непривычен термин «пожилой ребенок – сирота», однако чувство горестного одиночества посещает человека в любом возрасте. После смерти родителя «пожилой ребенок» становится старшим в семье. Это означает для него, во-первых, принятие ответственности за семью. Во-вторых, возможно появление мысли о том, что следующим умрет он. «Какой урок я получила от потери матери, которую я знала почти 60 лет? Я часто испытываю чувство одиночества, несмотря на то, что у меня есть дети. Я чувствую свою смертность», – пишет Б.Геневей [Геневей, 1998. – С. 72], психогеронтолог, потеряв свою мать в 60 лет.

    «Пожилые дети» после смерти родителя/ей действительно испытывают чувство потери, однако их повседневная жизнь меняется минимально: скончавшийся родитель, вероятно, уже не принимал участия в финансовой и хозяйственно-бытовой деятельности в семье. Чаще всего роль умершего сводилась к поддержанию традиций и целостности семьи, престарелый родитель требовал много внимания и материальных затрат при небольшой отдаче. Однако нужно подчеркнуть, что такая интерпретация не означает денежной оценки человека, а характеризует природную реакцию на потерю члена семьи.

    Во второй ситуации (пожилой как вдовец/вдова) смерть супруга/и меняет весь образ жизни пожилого: теряются «чувство локтя», объект любви и заботы, появляются возможность ухудшения финансового положения и необходимость в одиночку выполнять все хозяйственные дела. Тягостное переживание смерти своего супруга/супруги достаточно распространено и нередко становится причиной болезни. Уменьшается возможность физических контактов, не удовлетворяется потребность в ответном внимании. Возможно появление страхов, например: вдруг я упаду, сломаю бедро и меня никто не найдет? А если найдет, то через сколько времени? Кто меня будет сопровождать, если мне понадобится выйти в темное время суток? Пожилые люди, потерявшие супруга или супругу, сталкиваются с многочисленными проблемами. Они испытывают чувства печали, вины, гнева, отчаяния и беспомощности. Они задаются вопросами «почему?» и «что я буду делать дальше?» Поэтому как вдовы, так и вдовцы подвержены большему риску заболеть и умереть вслед за партнером, чем люди такого же возраста, но состоящие в браке. По мнению некоторых авторов, такой риск особенно характерен для первых полгода после утраты и определяют пренебрежение к себе, суицид и сердечный приступ как важные факторы. У вдовцов смерть иногда наступает из-за болезни, которой страдали их жены.

    Пожилой вдовец/вдова стоит перед проблемой строить свою жизнь в другом обществе, в другой социальной ситуации. Когда один из пожилых супругов умирает, происходит ломка человеческих отношений, продолжавшихся десятилетиями, от которых остались многочисленные воспоминания и ассоциации. Смерть супруга/и, так же как и смерть родителей, напоминает пожилому человеку о его уязвимости. Это обычно наносит тяжелый удар по повседневной жизни и чувствам овдовевшего.

    Однако иногда подобная утрата сопровождается сильным чувством облегчения, так как появляется возможность выбора нового супруга. Обычно это касается случаев, когда брак был неудачным и смерть стала освобождением для оставшегося в живых супруга или умерший болел так долго и тяжела, что уход за ним был очень обременительным для партнера.

    Третья сложная и тяжелая ситуация (пожилой, потерявший своего ребенка) имеет несколько аспектов. С одной стороны, дети в современном западном мире, как правило, не посвящают в свою жизнь родителей, у них нет чувства единой семьи, характерного для традиционного патриархального общества. Степень влияния смерти ребенка на жизнь пожилого родителя индивидуальна. Возможно, что жизнь пожилых, живущих отдельно от своих детей, меняется в этом случае незначительно. Часто пожилые после смерти ребенка переключают свое внимание на других детей, невесток, зятьев, внуков. Они помогают им материально, по хозяйству, сидят с детьми.

    С другой стороны, эмоциональный удар от смерти взрослого ребенка обычно очень велик. Потеря мечты, надежд, каких-то ожиданий для пожилого несравнимы с потерей детей. Это как бы означает для него лишение права жить дальше. Хотя логическому объяснению такое мнение пожилого, перенесшего утрату ребенка, не поддается, оно всегда присутствует в его сознании. Старики, потерявшие детей, под тяжестью безысходности и утраты чувствуют себя обманутыми временем.

    Все вышесказанное о значении потери детей для пожилых еще больше справедливо по отношению к последней ситуации (пожилой, потерявший внука) – смерти внуков. Как переживает смерть внука дед или бабушка, насколько сильна их скорбь? Что происходит, если между ними была эмоциональная близость или ее совсем не было? Какова зависимость горечи утраты от возраста умерших внуков? Найти ответы на эти вопросы очень трудно, если не сказать – невозможно. Эта проблема, в отличие от предыдущей (смерть детей), практически не рассматривается в научной литературе, исследования по этой теме не проводились.

    Чувство горя, сопровождающее потерю, – важная часть жизни. Значение смерти неодинаково для разных возрастных групп. Вероятно, нельзя переносить общие стереотипы на всех, невозможно сказать, насколько сильно чувство потери для пожилого человека, старика. Это зависит от его возраста, его эмоциональной близости с умершим, от качества родственных связей. К сожалению, публикаций на эту тему очень мало, практически нет описания клинических случаев. Возможно, что особенности частных случаев людей позднего возраста относились к результатам по средневозрастной группе. Поэтому закономерности и уникальность переживаний тяжелых потерь пожилыми людьми до недавнего времени не привлекали внимания ученых.

    Работа по преодолению горя

    Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу горя, а именно, выходит из состояния крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица (или фактора) больше нет, и формирует новые отношения. Одно из самых больших препятствий в этой работе состоит в том, что многие горюющие люди пытаются избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, необходимого для этого переживания. По мнению специалистов, они должны принять необходимость переживания горя, и только тогда они будут способны смириться с болью тяжелой утраты. В литературе описаны случаи, когда иногда лица, испытавшие тяжелую потерю, проявляют враждебное отношение к психиатру, близким, врачам, не желая ничего слышать об умершем и довольно грубо обрывают вопросы. Но в конечном итоге они решаются принять процесс горя и отдаются воспоминаниям об умершем. После этого наступает быстрый спад напряжения, встречи с психиатром превращаются в довольно оживленные беседы, в которых образ умершего идеализируется, и происходит переоценка опасений относительно будущего приспособления.

    Избавление от скорби, горя, как считают некоторые авторы, – это не простой «возврат к исходному» уровню функционирования. Есть мнение среди специалистов, что «приспособление» к утрате – лучший термин, нежели «избавление от скорби». Большинство потерявших близких людей перестают горевать год-два спустя после их смерти, а другие (меньшинство) продолжают скорбеть, и признаки печали могут сохраняться до конца жизни даже для людей, свыкшихся с потерей близких. Если есть сильная привязанность к ушедшему любимому человеку, эмоциональное переживание, вероятней всего, будет длиться всю жизнь. Приспособление особенно трудно в случае безвременной кончины и при несчастных случаях.

    Одним из методов «преодоления горя» (в литературе встречается также термин «тяжелой утраты») является групповая работа, в таких группах определенные факторы помогают человеку справиться с горем [Сатина, 2000]. Вот некоторые из них:

    внушение надежды;

    принятие;

    уменьшение социальной изоляции;

    помощь в поиске новой идентичности и нового смысла жизни;

    поддержка;

    катарсис;

    избавление от страхов;

    приобретение новых навыков и обмен опытом;

    участие в групповом процессе;

    работа с сильными переживаниями;

    возможность помочь другим.

    Наиболее очевидной помощью, которая может быть оказана пожилым людям в группах «тяжелой утраты», является социальная поддержка. Овдовевшие люди получают достаточную социальную поддержку от семьи и друзей в течение трех или четырех недель после печального события, но потом она ослабевает. Некоторые пожилые люди говорят о том, что спустя значительное время родные и друзья помогают и звонят гораздо меньше и поэтому возникает сильнейшее чувство одиночества. По мнению других участников групп, друзья и знакомые начинают умышленно меньше общаться с ними, как бы из страха, что если они проводят время с человеком, пережившим такую трагедию, то это может произойти и с ними. Или, по крайней мере, это напоминает им об их собственной уязвимости по отношению к такой потере и так их пугает, что они избегают встречаться со своими собственными страхами. Некоторые пожилые люди имеют очень мало родственников, и супруг или супруга являются их единственной опорой. Социальная поддержка, оказываемая в группах «тяжелой утраты», может помочь пожилым людям уменьшить часто испытываемые ими чувства одиночества и изолированности.

    В дополнение к социальной поддержке группа «тяжелой утраты» дает ощущение принятия. Спустя некоторое время пожилые люди начинают чувствовать, что их тяжелые переживания не принимают родные и друзья. Некоторые из нихдаже заявляют о том, что пора бы прекратить плакать и преодолеть горе. Общество таким образом посылает сообщение, что уже необходимо перестать горевать или, по крайней мере, держать свое горе при себе. Такие сигналы, может быть, происходят оттого, что люди, окружающие переживающего утрату человека, не хотят задумываться о собственной уязвимости и смерти. Терапевтическая группа предоставляет «безопасное убежище», где можно быть самим собой среди понимающих и сопереживающих людей. Таким образом, предоставление человеку места, где он может выразить свое горе и печаль без осуждения со стороны других, может сыграть терапевтическую роль и освободить его от тяжелых переживаний.

    Пребывание среди людей, которые пережили то же самое и могут понять переживания другого, трудно переоценить. Когда поддерживают и принимают чувства страдающего пожилого человека, это способствует нормальному процессу переживания им тяжелой утраты.

    Тот момент, когда в группе пожилой человек может свободно проявить себя, не боясь осуждения и оценки со стороны других людей, можно считать началом исцеления. Одним из самых мощных исцеляющих факторов для пожилых людей является происходящее исподволь внушение надежды, что со временем страдание и боль покинут сердце, что когда-нибудь они снова будут улыбаться и радоваться жизни. Польза групповой работы состоит в том, что новички и люди, не так давно пришедшие в группу, могут видеть тех ее членов, кто уже далеко продвинулся в процессе переживания утраты.

    Другое преимущество групповой работы состоит в том, что группа может оказывать людям поддержку и поощрение в трудных начинаниях. Иногда члены группы неспособны заметить свои успехи до тех пор, пока другие не обратят на это их внимание. Работа в группе также позволяет людям увидеть, как далеко они продвинулись, так как новые члены, вступающие в группу, находятся на уже пройденной ими стадии переживания утраты.

    Согласно К.Сандерс {Sanders), подобная группа может предоставить своим членам три вида поддержки: инструментальную, эмоциональную и оправдывающую. Инструментальная поддержка состоит в том, чтобы дать представление о практических способах действия, основываясь на чьем-то опыте. Горе действует на людей так сильно, что они часто приходят в замешательство и не знают, как справиться с проблемами, начиная от похорон и установки памятника на могиле и заканчивая заменой электрической лампочки. Те члены группы, кому уже пришлось справиться со многими трудностями, рассказывают о том, какие способы решения проблем существуют, и помогают другим сделать свой выбор.

    Другие виды инструментальной поддержки: от обсуждения способов совладания с одиночеством до обсуждения того, что делать с оставшимися после умершего одеждой и имуществом. В группах «тяжелой утраты» вместе обсуждают подобные ситуации, при этом никто не чувствует себя «третьим лишним». Им всем пришлось столкнуться с трудностями адаптации одинокого человека к сообществу пожилых людей, большинство из них составляют супружеские пары. Полезными являются советы, которые одни члены группы могут дать другим, основываясь на собственном опыте, а также способность членов группы обсуждать эти вопросы и обнаружить, что подобные проблемы испытывают не они одни.

    Эмоциональная поддержка (второй тип) – основная нагрузка при работе с горем. Группа может дать эмоциональную поддержку, выслушивая тяжело страдающего человека и позволяя неоднократно обсуждать смерть близкого человека без осуждения, дает возможность человеку плакать и свободно выражать свои чувства, что облегчает процесс его горевания. Члены группы испытывают эмпа-тию по отношению к говорящему, так как они переживают или пережили то же самое. И эта действенная эмоциональная поддержка облегчает труднейшие эмоциональные переживания.

    Одна из самых сильных эмоций, которые проявляются в различных формах у пожилых людей, работающих в группе, – это чувство вины. Вина может быть защитой от чувства гнева, ибо несмотря на то что все возможное и невозможное было сделано для спасения любимого человека, он все-таки ушел из жизни. Группа может оказать очень большую помощь при избавлении от чувства вины. М. Ко-эн {Cohen) обнаружил, что члены группы придавали гораздо больше значения словам друг друга, чем терапевта, так как их товарищи сами прошли через тяжелую потерю, переживание горя. Они могут рассказать о чувстве вины, пережитом ими в подобных ситуациях, и тем самым помочь другим членам группы преодолеть его.

    Другая сильная эмоция, проявляющаяся в группе, это гнев. Гнев может варьировать от конкретных претензий, например к супругу-алкоголику, умершему от цирроза печени, или курильщику, умершему от рака легких, несмотря на настоятельные советы врача бросить курить, до более экзистенциальных претензий к жизни, к судьбе или Богу. Гнев может быть направлен на любимого человека, на доктора, семью, друзей или кого-то еще. На групповой встрече гнев может быть перенесен на какого-нибудь члена группы, напоминающего супруга или супругу.

    Третий тип – оправдывающая поддержка. Она состоит в том, что группа нормализует процесс переживания горя у своих членов и дает им знать, чего ожидать в дальнейшем. Этот вид поддержки помогает уменьшить страхи членов группы. Часто страдающий человек боится «сойти с ума», так как он как бы видит или слышит своего супруга/супругу, смущается и с трудом концентрируется. Группа может убедить этого человека, что все это – нормальные реакции в процессе переживания тяжелой утраты и со временем они пройдут.

    Занятия в группах «тяжелой утраты» дают, возможность страдающим людям узнать про то, что может ожидать их дальше, – о стадиях переживания утраты, симптомах. Это дает членам группы чувство контроля над ситуацией, в которой они находятся.

    Часто люди находят облегчение уже от самого факта, что они не одиноки в своих переживаниях. Участники группы извлекают большую практическую пользу от обмена опытом и обсуждения сходных проблем: от способов борьбы с бессонницей до «за и против» применения антидепрессантов и лекарств, чтобы избавиться от чувства тревоги и беспокойства.

    Большое преимущество групповой терапии для пожилых людей, переживающих тяжелую утрату, в противоположность индивидуальной терапии, – это вовлечение членов группы в процесс эмоциональной поддержки и сопереживания другим. Когда члены группы способны отрешиться от своих проблем и протянуть руку помощи другим, эмоционально их поддерживая, говоря «я чувствую то же самое» или давая практические советы, у них появляется уверенность, что они еще могут кому-то помочь, а значит жизнь продолжается.

    Большинство пожилых людей, посещающих группы «тяжелой утраты», – женщины. Большая часть женщин в группах, руководимых М. Коэном, занимались домашним хозяйством в своих семьях и идентифицировали себя только с ними. Идентификация усиливалась, если женщины принимали участие в медицинском уходе за своими мужьями в конце их жизни. Когда эта необходимость отпала (после смерти мужа), они почувствовали потерю идентичности. Поэтому присутствие в группе дает терапевтический эффект, так как пожилые женщины могут заботиться о других членах группы и сохранить свою идентичность, помогая другим или выполняя работу волонтера.

    Утрата семейных ролей и попытки найти новую идентичность влияют на переживающего тяжелую утрату человека: потеря старых ролей приводит к чувству беспомощности и неадекватности, так как некоторые черты, определяющие идентичность личности, исчезли или изменились. Поиск новой идентичности и нового смысла становится актуальной темой. Многие члены группы принадлежат семьям с традиционным распределением ролей. Женщины готовят, стирают и заняты социальным планированием. Мужчины распоряжаются денежными средствами, водят машину и занимаются всей техникой, вплоть до ремонта. Когда супруг/супруга умирает, оставшийся в живых ищет возможность научиться тому, за что отвечал другой. Члены группы поддерживают попытки освоить новые роли и убеждают каждого, что он знает достаточно много о том, как выполнить работу вместо супруга/супруги, так как многократно наблюдал за этим процессом. Потери привычных ролей сопровождаются, как правило, поиском нового смысла жизни и путей к тому, чтобы снова обрести радость жизни.

    Группа предоставляет новые возможности для социализации, приобретения друзей и развития взаимной поддержки.

    Проблема переживания тяжелой утраты в пожилом возрасте достаточно продуктивно решается с помощью групповой терапии. Это не значит, что индивидуальная терапия не столь успешна, но существуют определенные терапевтические воздействия, которые могут происходить только в группе. Это сильная социальная поддержка ровесников и благоприятные возможности для социализации, которые могут уменьшить чувство изоляции и помочь другим принять процесс переживания горя, обменяться опытом и убедиться, что со временем страдание уменьшается, и интерес к жизни может и должен быть возвращен. Групповая терапия обеспечивает людям способы самовыражения даже в моменты тяжелых душевных переживаний приобретения новых ролей и навыков.

    Популяция пожилых людей постоянно увеличивается, поэтому для терапевта важно знать, что групповая терапия – не только продуктивный с точки зрения стоимости и времени метод лечения, но и что этот вид терапии является действительно эффективным методом для помощи пожилым людям, переживающим тяжелую потерю близкого человека.

    Shares

    Молодым везде у нас дорога… И это правильно! Но ведь есть люди, которых уже не назовешь молодыми, но и к числу стариков причислять их еще рано. Давайте же тогда обсудим как обстоят дела у тех, кого общество относит к разряду пожилых?

    Уже стало привычным, что темы, касающиеся жизни пожилых людей, то есть тех, кому за 60, на втором плане. Приоритет отдан молодым семьям. Именно проблемам молодой семьи и взаимоотношениям молодых супругов посвящено множество книг, статей, телепередач, семинаров.

    Таким образом, проблемы пожилых семейных пар затрагиваются редко. Бытует мнение, что супруги, прожившие в браке многие годы, настолько уже притёрлись друг к другу, что живут в мире и согласии, а возникающие конфликты решают своими силами. Но в реальной жизни это не всегда так. Семьи пожилых людей характеризуются определёнными особенностями и имеют свои проблемы.

    Прожив большую часть жизни вместе, пройдя кризис среднего возраста, вырастив детей и выпустив их из своего гнезда, пожилые супруги, порой, приходят к полному опустошению в своих отношениях. И это как раз в тот момент, когда все ресурсы истощены и каждый из них особенно нуждается в поддержке, понимании, заботе, уважении и в полноценном общении. Иногда конфликты становятся настолько серьёзными, что совместное проживание становится невозможным.

    Очень грустно видеть как два человека, прожившие много лет вместе, вдруг перестают понимать друг друга. Непонимание или неприязнь не возникает вдруг, они тянутся из прошлого. Но в молодости у каждого был свой круг интересов, а теперь, когда появилось столько свободного времени, когда круг общения сузился, прежнее непонимание, упрёки и недовольство наваливаются с новой силой.

    То, что терпели по молодости, с чем смирялись из-за детей или по другим каким-то причинам, все чаще становится причиной разногласия и ссор. Усугубить подобную ситуацию может еще ухудшение здоровья одного или обоих супругов. Если муж пил и в молодости, то жена не упустит случая напомнить об этом и подчеркнуть, что теперь когда муж болен и немощен, именно ей приходится за ним ухаживать. Или наоборот, относительно здорового пожилого мужчину очень раздражает больная супруга, давно переставшая быть привлекательной. А необходимость ухаживать за ней воспринимается, как великая обуза, о которой муж не забывает упомянуть.

    Слава Богу, что это касается не всех! Есть реально красивые пожилые семьи, где двое людей, пришедших к поре подведения итогов в жизни, чётко осознают насколько они родные и как необходимы друг другу.

    Давайте поразмышляем не просто о пожилых людях, а именно о проблемах пожилой семьи. В чем же их суть и откуда они берутся? Беседуя на эту тему с несколькими пожилыми семьями, оказалось, что почти всем гораздо легче перечислить ТО, что делает семью крепче и здоровее, что укрепляет отношения и даёт радость. А вот о проблемах говорить сложнее. И не потому, что их нет, а потому, что они очень индивидуальны, порой интимны и не так уж просто их сформулировать. И, все-таки, в разных вариантах, но большинство моих собеседников пришло к выводу, что на отношения супругов очень серьёзно влияет эгоизм и грубость. Пожилая семья – это два человека, которые с возрастом наблюдают перемены не только свои, но и своего супруга. Уходит былая привлекательность, ухудшается состояние здоровья, нет прежней энергии и активности, даже материальное положение может измениться. Да и желания всё чаще не совпадают с возможностями. И реакция на эти изменения очень индивидуальна.

    Одни пытаются держаться на плаву – борются с болезнями, не перестают за собой ухаживать, стараются вести здоровый образ жизни и, по возможности, активничать, помогая детям и внукам. Они находят себе занятие, посильную работу, служение и счастье видят именно в возможности отдавать, а не получать. Другие, наоборот, осознав, что силы уже не те, сдаются и тем самым ещё больше подстёгивают механизм старения. Такие люди часто всем недовольны, пассивны и не общительны. У некоторых на этой почве ещё добавляется чувство зависти и даже агрессии. Глядя на своих сверстников, продолжающих жить востребованной жизнью, эгоисты и пессимисты склонны их осуждать, считая, что жизнь к ним несправедлива, что трудно только им, а всем остальным всё достаётся легко, без особых усилий.

    Далеко не каждый пожилой человек оказывается готов к этому новому периоду жизни. Начало своего увядания особенно болезненно переносят женщины. Поэтому им крайне необходима ударная доза внимания и заботы со стороны мужа. И если у супруга не хватает любви, мудрости и деликатности, то своими откровенными замечаниями в адрес жены он только усугубит ситуацию. Некоторые мужчины не понимают, что озвучивание воспоминаний из разряда: « .. А помнишь, какая ты была…», женщина воспринимает не как комплимент былым прелестям, а как констатацию факта, что прежней привлекательности уже нет.

    Считаю, что правильно поступают те женщины, которые здраво оценивают ситуацию и понимая, что процесс этот необратим, стараются учиться находить и подчёркивать свой шарм в любом возрасте. Ухоженность женщины, это не только ее личная гигиена. Это ее стиль. Да и сексуальность-то вовсе не в том, что открыто и выставлено всем напоказ, а в том, что скрыть невозможно.

    Другое дело мужчины. Осознавая перемены, они, зачастую, не могут с ними смириться и от бессилия начинают во всем винить кого-то. Именно супруге, частенько, приходится выслушивать все недовольства и возмущения, особенно связанные с ухудшением здоровья.

    Сегодня одной из наиболее распространённых проблем для мужского здоровья является простатит. Да и снижение половой потенции в пожилом возрасте – процесс вполне естественный, но психология мужчины с трудом принимает этот факт. Не желая стареть, пытаясь что-то доказать себе и другим, пожилые мужчины порой заглядываются на молодых девушек, женщин. Есть случаи, когда такая связь на стороне не ограничивается только флиртом, а ведёт к распаду семьи, прожившей много лет вместе. Ещё одним поводом для недоразумений является желание некоторых мужчин пожить для себя. Они уверены, что час настал – дети выросли и теперь нужно успеть пожить в своё удовольствие, при этом полностью игнорируя наличие жены, детей и внуков.

    На этом сложном для семьи этапе, жёнам нельзя забывать, что их мужья тоже нуждаются в повышенном внимании. Им крайне необходимо слышать похвалу, слова одобрения и восхищение в их адрес. Мужчина ищет в женщине друга, понимающего его и умеющего делить с ним повседневные заботы, думающего о настоящем и будущем, вспоминающего о прошлом. Гармоничные, доброжелательные взаимоотношения супругов в пожилых семьях служат основным фактором стабильности и способствуют укреплению отношений, а не их разрыву.

    Как иллюстрацию к теме, приведу несколько самых, на мой взгляд, откровенных и неожиданных рассуждений на вопрос: «Что вам не нравится в ваших отношениях?»

    Живём, как чужие… каждый сам по себе… Не дай Бог заболеть!

    Женщина | 66 лет

    Моя жена больше меня не возбуждает. Это ее большая проблема, но она не понимает.

    Мужчина | 62 года

    Проблема в том, что я чувствую себя не нужным. А мне ещё хочется любви.

    Мужчина | 65 лет

    Жена давно болеет. Все крутятся вокруг неё, а меня будто нет. Надоело!

    Мужчина | 67 лет

    Просто удивляюсь я мужикам! Одно на уме! О душе надо думать!!