Моральное насилие над ребенком. Психологическое насилие над ребенком: удар словом

Здравствуйте, дорогие читатели нашего блога! Сегодня мы будем разговаривать на тему: «Психологическое насилие в семье над ребенком». Расскажем, почему такое насилие по отрицательному воздействию равносильно физическому насилию над ребенком. Как распознать психологическое насилие. Последствия такого отношения к ребенку. Как его предупредить. Подробности в статье.

Когда речь заходит о насилии, то в представлении возникает, какое –либо физическое действие или жестокое обращение. Но все чаще в семьях встречается именно психологический террор. Насилие всегда несет для ребенка стрессовую ситуацию и как следствие психотравму.

Для родителей же — это всего привычное воспитания. Эмоциональное давление наносит не меньшую травму, чем сексуальное принуждение. Зачастую справиться с этой проблемой без помощи психолога или психотерапевта не удается, при условии прохождения лечения и тренингов вместе с родителями.

К психологическому насилию относят вполне привычное для многих поведение — крики, оскорбления, угрозы, запугивание или тотальный контроль. Этот вид самый спорный в области диагностики.

Зачастую сами родители наносят травму ребенку по причине неблагоприятной обстановке в семье. У родителей может быть сформирован образ « желаемого» ребенка, отсюда завышенные требования – это тоже относится к психологическому насилию. В дальнейшем – это перерастает в заниженную самооценку и постоянное чувство вины.

По статистике чаще — это происходит в неполных или неблагополучных семьях. В будущем такие дети редко достигают успеха, вследствие комплексов, замкнутости и неспособности к рациональному мышлению. Возникают проблемы и при построении отношений — отсутствие доверия к окружающим и сдержанность в эмоциях.

Признаки психологического насилия над ребенком

К формам этой проблемы психологи относят:
  • Унижение (грубые слова, прилюдное высмеивание) ;
  • Изолирование (ребенок наказан и не должен выходить определенное время из комнаты или запрет на общение с друзьями) ;
  • Игнорирование (мама, таким образом, наказала сына и не разговаривает с ним);
  • Терроризирование (угрозы, запугивания);
  • Отталкивание (родители явно демонстрируют, что он им неприятен, прогоняют, «эмоциональная холодность»).

Последствия психологического насилия

Для жертвы эмоционального насилия характерно постоянное уединение или избегание людей. Выражена тревожность или наоборот склонность к агрессии и депрессиям. У ребенка резко падает успеваемость в школе, сон становится тревожным, возможны даже попытки суицида и злоупотребление запрещенными веществами.

Возникают проблемы со здоровьем, вплоть до онкологических заболеваний. Для подростков типичны плохие компании, только там они находят понимание и «родственные души». Иногда ребенок самостоятельно находит выход и переключается на увлекательное хобби, либо заменяет материнскую любовь бабушкиной лаской и заботой.

Большинство родителей, даже не догадываются, какой эмоциональный дисбаланс рождают в ребенке. При частых конфликтах в семье, возможен интеллектуальный спад или торможение в развитие. Любите их просто за то, что они есть, выслушайте, если возникает желание поговорить.

Родительское тепло и уважение стимулирует уверенность в себе. Здоровый климат в семье, залог для гармоничного развития маленькой личности. Дом- это защита и безопасность для каждого человека.

Мы рассказали про психологическое насилие в семье над ребенком. Рекомендуем обязательно прочитать статью « ». Растет непослушный ребенок, что делать? Чем он прогневил папу и маму? Как научить ребенка слушаться? Чтобы дети вели себя «так, как положено» взрослым доводится прилагать много усилий, вовремя контролировать их поведение, делать замечания и даже применять наказания. Воспитывая детей, родителям не хочется чересчур напрягаться и расходовать много сил на успокоение постоянно проказничающих малышей. Подробности в статье.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка.

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.

Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

Изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

Угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

- «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

Оскорбление;

Терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

Поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

Брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

Моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

Предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

Чрезмерно сурово наказывает ребенка;

Чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

Злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

Эмоционально невосприимчив, равнодушен;

Грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

Сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

Замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

Испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

Не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

Ночной и дневной энурез (недержание мочи);

Психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;

Замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

Любовь – это обязанность;

Родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;

Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

Высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

Нежность (сильная любовь) вредна;

Удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

Лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

То, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

Родители не переживут, если их обидят;

Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

Родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

– бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;

– потребность дать выход подавленным чувствам;

– потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

– самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

– страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

– желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов. опубликовано

Из книги И. Малкиной-Пых "Экстремальные ситуации"

«Новая» публиковала материалы о физическом и сексуальном насилии над детьми. Тема большая, важная, нужная. Но есть еще одна, о которой тоже обязательно нужно говорить, - психическое или эмоциональное насилие. Когда запугивают, шантажируют, постоянно критикуют, публично стыдят, оскорбляют, унижают, изолируют, высмеивают, манипулируют чувствами, врут, чрезмерно контролируют или делают что-то такое, что шокирует ребенка, или не делают для него ничего - пренебрегают его нуждами, игнорируют. И, когда предъявляют требования, не соответствующие возрасту и возможностям, - это тоже насилие. И когда послушание достигается криками и ударами по столу - это по силе воздействия похоже на избиение. Разница лишь в том, что следы от ушибов, увечья остаются не на теле, а в душе.

Каждый из нас оказывался вынужденным свидетелем сцен психологического или эмоционального насилия, и каждый может рассказать о поразивших его ситуациях, сложившихся в транспорте, супермаркете и даже в театре — в любом общественном месте. У меня из головы не выходит виденное мною в парке: одинокий громко плачущий малыш двух-трех лет. Прохожие спрашивали у него: «Ты потерялся? Не бойся, мы сейчас найдем твою маму». Но он нас не слышал, у него в глазах была паника. И только после того, как одна девушка громко выкрикнула — «чей ребенок?», откуда-то из-за дерева отделился мужчина с детским самокатиком в руках и вразвалочку, очень медленно подошел к мальчику. А ведь малыш испуганно кричал минут 10.

— Вы отец? — Спросила у него девушка.

Он ответом ее не удостоил, а малышу бросил:

— Я же тебе говорил: «Будешь реветь — брошу тебя и уйду! Так мужик себя не ведет!»

То есть ребенка, только что пережившего ужас, отец не взял на руки, не взял даже за руку, он просто поставил самокатик на землю и пошел вперед. Прошла, наверное, минута, и только потом малыш поехал за ним.

Как отразится на психике такое «воспитание»?

— Если ребенку 2-3 года — может начаться энурез, заикание, могут появиться страхи. А во взрослой жизни — здесь однозначного ответа нет — в лучшем случае вырастет мальчик, который будет считать, что нельзя показать свою слабость и любые другие проявления чувств, надо изображать крутого. Он будет блокировать чувства. В худшем случае — неврозы или депрессия, — объясняет мне детский психиатр, психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук Наталья Кириллина .

Недавно стало известно об эксперименте ученых Мюнстерского университета (Германия). Они провели сканирование головного мозга людей с диагнозом «тяжелая (глубокая) депрессия». Кроме того, всех пациентов просили заполнить специальные анкеты с вопросами, позволяющими оценить уровень психического и физического насилия, которому они подвергались в детстве, а также случаи возможного пренебрежительного отношения со стороны родителей.

В эксперименте приняли участие 110 человек в возрасте от 18 до 60 лет, и вот выводы: психологические травмы, полученные в детском возрасте, приводят к изменению структуры головного мозга. А именно — уменьшался размер островковой доли центрального органа нервной системы. Островковая доля отвечает за формирование сознания и играет важную роль при образовании эмоций.

Ученые выяснили, что различные психологические травмы, полученные в детском возрасте, являются одной из основных причин возникновения депрессии у взрослых.

Профессор Мюнстерского университета Нильс Опель комментирует это так: «Учитывая, какое влияние островковая доля оказывает на эмоциональное состояние, вполне вероятно, что изменения [структуры головного мозга], которые мы наблюдали, делают пациентов менее восприимчивыми к традиционным методам лечения».

К такому же выводу пришли исследователи из Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне. Они изучили 23 544 случая депрессивного расстройства и пришли к выводу, что «эмоциональное насилие над детьми не только существенно повышает риск развития депрессии в течение жизни, но и способствует таким ее неблагоприятным характеристикам, как затяжной характер, склонность к рецидивам и недостаточная реакция на антидепрессанты».

Я жалею, что не догнала того мужчину, который считал, что малыша можно воспитывать, прячась за деревом, так, чтоб он думал, что папа его бросил.

Надо было с ним поговорить, объяснить, что в этот самый момент происходит не момент воспитания, а, может быть, уменьшается мозг его сына.

Еще одна сценка: идет невысокого роста мужчина, ребенка пока не видно, он за руку его тянет за собой. О том, что он тянет за собой именно ребенка, а, к примеру, не тележку, я догадываюсь по выражению лица, исполненного «праведного» гнева и какого-то предвкушения. Мы идем навстречу друг другу и когда оказываемся почти в двух шагах, я слышу плач малыша лет пяти-шести, который, захлебываясь, кричит: «Не хочу, не хочу в угол!» И в этом горьком «не хочу» слышно, что он может просто снова не выдержать это наказание, что создана какая-то непереносимая ситуация именно для этого ребенка.

Может, для него просто физически невозможно стоять долго на одном месте. А может быть, «в угол» означает какой-то сопутствующий ритуал, как, например, стоять на коленках на горохе или что-то еще более страшное. Может быть, угол в какой-то темной, пугающей комнате или подвале. Я не знаю этого, только вижу ребенка, пребывающего в ужасе, и понимаю — это надо остановить. Но как? Первый порыв — сказать: «Послушайте, просто посмотрите на своего мальчика, детей нельзя так пугать, у него же истерика, он весь дрожит!» Ну, и какой будет ответ? В лучшем случае: «Дрожит, потому что трус, я из него мужика сделаю!» Ну, или: «Меня также ставили в угол в детстве, и ничего, вырос, ничего ему не сделается». Но, скорее всего, послышится нечто малоцензурное в адрес незнакомого похожего, который «лезет не в свое дело».

Ведь мужчина этот, скорее всего, считает себя в глубине души полным ничтожеством, иначе как объяснить эти горящие глаза от предвкушения предстоящей «казни»? Это психологический садизм, желание абсолютной власти над слабым. Или это только моя интерпретация? Я не знаю. Чтобы узнать — нужно поговорить. И я пошла рядом, сказав:

— Вот, говорят иногда что сегодня не мой день. А вы, наверное, и сказать так не можете.

Минуту он шел так, будто я невидимка. Потом повернулся, смерил меня удивленным взглядом и спросил:

— Почему это?

— Да потому, что и вчера, наверное, был не ваш день. И позавчера. И вообще почти всю жизнь. А ваши родители, когда вас всячески унизительно наказывали, говорили, что делают это для того, чтоб вы выросли достойным человеком, счастливым. И вы так же делаете со своим ребенком, только ведь вы не очень счастливы, и он сейчас очень несчастен, ему страшно.

Малыш уже не кричал, а судорожно всхлипывал. Мужчина повернулся к нему и молча смотрел какое-то время. Потом он стал рыться в рюкзаке, и в этот момент я ожидала чего угодно, но только не того, что произошло, — он достал бутылочку воды и дал попить ребенку.


Фото: photoxpress

Я рассказала эту историю нескольким психологам, и их общее мнение: ничего бы не получилось, если бы вмешательство было обличающим, порицательным, на повышенных тонах. Любой человек в любом состоянии всегда ценит желание ему помочь, и герой моей истории именно это почувствовал.

Можно начать разговор со слов: «Это точно ваш ребенок, да? Просто, понимаете, мне самому уже страшно, представляете, каково ему?»

Если бы отец был совсем неадекватен, не реагировал бы на слова, то стоило бы просто с ним договориться отложить наказание. Не отменить, а отложить, чтобы и он, и ребенок вышли из состояния аффекта. У человека, скорее всего, нет навыков воспитания, психологической грамотности, у него тяжелая жизнь, с которой он не справляется. А предвкушающий взгляд — могло просто показаться. Но подходить и пытаться остановить любое насилие нужно.

Недавно вышел реалити-сериал «#япсих » о четырех молодых людях с душевными заболеваниями. Они все из России, но живут в Германии. Диагнозы: депрессия, булимия, пограничное расстройство, посттравматический синдром. Каждый день они снимают видео о себе для своего врача, а потом, где-то раз в неделю, встречаются с ним. Пока вышло 5 серий, но уже известно, что двоих из них в детстве сильно били. А девушку отец жестко ограничивал в еде, объясняя тем, что форму нужно держать, «тебя должно быть мало». Утром — крошечная порция еды, в обед — еще меньше, ужином не кормили. Это у нее булимия — всякий раз, когда девушка ест, она испытывает тяжелое чувство вины и бежит все выплевывать. Но есть хочется, все время хочется есть — практически нет других желаний.

У моего знакомого психиатра-психотерапевта есть 28-летний клиент, который пришел к нему с запросом о понимании: почему у него не получались длительные отношения с девушками и нет близких друзей. Итоговый диагноз — генерализованное тревожное расстройство, суицидальные наклонности. Он беспокоился за всех, кого любил, тревожился, загонял себя до изнеможения дурными предчувствиями всевозможных бед. И изводил своими частыми звонками потенциальных друзей и девушек. Понадобилось время, прежде чем специалист понял, что в детстве молодой человек (назовем его Николаем) подвергался грубейшему психическому и эмоциональному насилию.

Но Николай не то чтобы не был готов к разговору об этом, он просто не понимал зачем. Рассказывал, что у него добрые, любящие родители, особенно мама. Родители дали ему в жизни все: подарили машину, когда он поступил в вуз, подарили квартиру к моменту окончания вуза, оплачивали его учебу. Были ли с ними доверительные отношения? Ответ утвердительный. Но психотерапевту казалось, что у пациента гипертрофированное чувство вины, он как будто все время оправдывается во всем — вплоть до того, что как-то пытается доказать свое право вообще.

Однажды врач спросил об этом напрямую. И парень неожиданно стал вспоминать детство. По моей просьбе он рассказал свою историю и мне, дав разрешение на публикацию на условиях полной анонимности:

— Я не помню точно, когда мама сказала это все мне впервые, но я еще был дошкольником. Помню, как в садике просил пожалеть мою маму и не рассказывать ей, что я ударил мальчика. Я сказал, что мою маму нельзя расстраивать, она из-за меня почти всю кровь свою потеряла. Я родился, а она из-за этого заболела. И не стала актрисой.

А папа сказал тогда про меня, когда я рождался, что пусть его режут по кусочкам, лишь бы мама была здорова. Но мама не согласилась, и она теперь очень больная.

Я запомнил, как смотрела на меня воспитательница.

Я все время понимал, что со мной что-то не так, но не мог разобрать что. Все время казалось, что меня надо убрать от людей, как самолет, который горит в воздухе, чтобы он не упал на жилые дома. Не то чтобы это было каждый день, но раз в два-три месяца примерно происходило. Я поднимал руку на уроке в школе, просился выйти и уходил. Без ранца, без верхней одежды. В младших классах заходил греться в магазины, в старших шел на вокзал, там познакомился с зацеперами, хотя там ребята гибли или становились инвалидами. Когда матери пришел штраф за мое зацеперство и она все узнала, стала кричать, что я ее проклятие и наказание. Что из-за меня она из стройной красавицы превратилась в… — не буду говорить это слово. Что у нее из-за меня началось сильное кровотечение, когда я рождался.

Фото: photoxpress

Но на этот раз дома был отец, он подскочил, замахал руками, закричал ей, что она сумасшедшая, нельзя такое говорить сыну, хотя тогда я уже был не малышом. Меня поразило, что отец вообще вступился за меня. Я с детства не произносил слова «папа», обращался к нему безличностно, мне глубоко запало в голову, что он хотел резать меня по кусочкам. А еще мама как-то обмолвилась, что он в юности кого-то убил. Я его еле терпел.

А маму очень любил, оберегал, если она опаздывала с работы хотя бы на 5 минут — лез на стенку. Мне все время казалось, что она вот-вот умрет, с ней случится что-то страшное. Я все время старался чем-то восхитить ее, поразить, заставить гордиться мной. И полюбить меня. Но она игнорировала все мои успехи. А на промахи реагировала вот этой вечной темой, что стала жертвой, потому что я появился. Что жарит жалкие сырники, вместо того чтобы блистать на сцене! Я слышал: «Не живи! Ты не имеешь на это права, ты украл мою жизнь».

Только сейчас начинаю понимать, что я же не просил ее родить меня, это было их с отцом решение. А она переложила ответственность на меня, когда я был еще совсем маленьким.

Еще я недавно поговорил с отцом, и выяснилось, что он никогда никого не убивал. Он просто как-то допустил ситуацию, которая сильно уязвила ее женское самолюбие. И, оттолкнув меня от отца, она ему мстила.

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Видео

Вы обеспокоены внезапным изменением поведения вашего ребенка? Хотите достучаться до него, но чувствуете, что между вами возник эмоциональный разлад? Вам трудно понять его перепады настроения, и вы беспокоитесь, не вызваны ли они вашим подходом к дисциплине? Вы слышали термин «моральное издевательство над детьми» и хотите знать, могли ли вы сами или кто-либо из окружения ребенка поступить с ним подобным образом, нечаянно или, возможно, даже намеренно?

Если вы ищете ответы на любой из вышеперечисленных вопросов, прочитайте эту статью, и вы узнаете о том, что такое моральное издевательство по отношению к вашему ребенку и как можно распознать и предотвратить его.

Что такое моральное издевательство над ребенком?

Во многих случаях моральное издевательство (моральное насилие, психологическое насилие) - это форма постоянного жестокого обращения или пренебрежения, которое испытывает ребенок от родителей либо других близких ему людей. Моральное или психологическое насилие может нанести очень серьезный ущерб познавательному, эмоциональному, социальному и психологическому развитию ребенка. Иногда родитель морально унижает ребенка, прекрасно осознавая возможные последствия. В других случаях родители могут подвергать ребенка моральным издевательствам неосознанно.

Различные типы морального издевательства над ребенком

Вот несколько ситуаций, которые могут заставить ребенка страдать от морального издевательства (психологического насилия).

1. Игнорирование вашего ребенка

  • Игнорирование ребенка происходит в том случае, если родитель не находится рядом с ним в течение длительного времени - настолько длительного, что ребенок начинает чувствовать себя одиноким.
  • Кроме того, бывают ситуации, в которых вы можете физически присутствовать рядом с ребенком, но не обращать на него должного внимания.
  • Ребенок также чувствует себя игнорируемым, если вы избегаете зрительного контакта во время разговора с ним или не обращаетесь к нему по имени.

2. Отказ в удовлетворении потребностей ребенка

  • Отказ удовлетворять потребности ребенка может выражаться в таком простом проявлении, как высмеивание ребенка в присутствии посторонних, вам оно может казаться несущественным инцидентом, но на самом деле может иметь самые серьезные и продолжительные последствия для ребенка.
  • Если вы регулярно не прикасаетесь к ребенку, не обнимаете его, не гладите, то тем самым отказываетесь отвечать на его самые простые физические потребности. Вы также морально унижаете его и в том случае, если отвергаете основные потребности и желания ребенка.

3. Изоляция ребенка

  • Изоляция означает, что вы регулярно препятствуете общению вашего ребенка с друзьями или ровесниками. Это может также означать, что вы не допускаете регулярного социального взаимодействия ребенка с другими членами семьи или взрослыми.
  • Изоляция происходит в случае, если вы ограничиваете свободу передвижения вашего ребенка, зачастую в качестве наказания. Хотя многие родители считают нормальным наказывать своего ребенка путем наложения определенных ограничений, слишком частое применение такого рода наказаний может принять форму морального издевательства.

4. Использование или развращение ребенка с помощью манипулирования

  • Использование или развращение ребенка - это форма морального издевательства, подразумевающая обучение или вовлечение его кем-либо в недопустимую и даже незаконную деятельность.
  • В некоторых случаях вашего ребенка могут даже принудить к таким действиям, иногда без вашего ведома.
  • Такая форма морального издевательства может выражаться в антиобщественном или саморазрушающем поведении родителя или опекуна. Принуждение ко лжи, воровству или вовлечение в проституцию может спровоцировать агрессивное поведение ребенка.

5. Устное оскорбление и унижение

  • Устная форма морального унижения оказывает очень сильное и продолжительное воздействие на ребенка.
  • Устное оскорбление включает высмеивание, посрамление, унижение ребенка на регулярной основе. Оно может также принимать форму словесных угроз, исходящих от кого-либо.

6. Терроризирование ребенка

Терроризирование - это форма морального издевательства, при которой родитель угрожает или запугивает ребенка, чтобы заставить его повиноваться.

  • Родитель может угрожать или запугивать ребенка различными способами. Это может быть действие, которое поставит ребенка в опасное или неудобное положение. Или же действие, направленное на то, чтобы разлучить его с домашним любимцем, любимой игрушкой и даже родным братом или сестрой - до тех пор, пока ребенок не подчинится.
  • Во многих случаях, когда родитель ставит перед ребенком нереальные цели и нереалистичные ожидания, тот чувствует себя запуганным. Он может испугаться опасных последствий, которые неминуемо наступят, если он не будет соответствовать таким ожиданиям.

7. Пренебрежение ребенком

  • Пренебрежение ребенком может принимать различные формы, например, отсутствие внимания к его образовательным потребностям. Это происходит, когда родитель не может или не предоставляет ребенку материалы, пособия, принадлежности, необходимые для обучения.
  • Ребенок может испытывать моральное издевательство в форме психического (психологического) пренебрежения. Это ситуация, при которой родитель отказывается замечать или игнорирует потребности ребенка в лечении, которое может помочь ему преодолеть серьезные психологические (психические) проблемы.
  • Третья форма пренебрежения возникает тогда, когда родители отказываются признавать потребность ребенка в медицинском лечении.

Может показаться, что многие формы морального издевательства над ребенком - это часть общих методов воспитания. Однако такие методы могут превратиться в настоящее насилие, когда из-за частого применения начинают негативно влиять на ребенка. Например, совершенно нормально в качестве наказания ставить ребенка в угол, но только до тех пор, пока такое наказание не войдет в привычку, не станет ежедневной практикой. Ваш ребенок должен понять причину наказания, а не воспринимать его как иррациональное и маниакальное поведение с вашей стороны.

Почему происходит моральное издевательство?

Эксперты в вопросах здравоохранения и детские психологи пришли к общему мнению, что моральному издевательству подвергаются дети из разных семей. Как родитель вы всегда хотите лучшего для своего ребенка, но иногда бывают ситуации, которые могут заставить вас применить строгий или жесткий подход. Существует множество факторов, которые могут привести к моральному издевательству родителей над детьми. Вот некоторые, наиболее важные из них:

  • стресс;
  • недостаток времени на ребенка из-за постоянной занятости;
  • нехватка материальных и других ресурсов;
  • слабые навыки воспитания;
  • общественная изоляция;
  • неестественные ожидания от ребенка.

Кроме того, в некоторых случаях родитель может морально издеваться над ребенком, основываясь на личном опыте, потому что так в свое время поступали с ним, и тем самым он замыкает этот порочный круг.

Каковы симптомы жестокого обращения с детьми?

Вот несколько физических признаков морального издевательства над детьми:

  • Ребенок внезапно начинает мочиться или не держать кал во время сна, при этом медицинские причины таких действий отсутствуют.
  • Поступают различные жалобы ребенка психосоматического характера: жалобы на регулярные головные боли, тошноту или даже боли в животе. Но результаты медицинского обследования остаются в пределах нормы или неопределенными.
  • Если ваш ребенок страдает от морального издевательства, у него могут случаться приступы диареи и рвоты, которые иногда длятся несколько недель и даже месяцев.
  • Если ваш ребенок переживает моральное насилие, вы можете заметить некоторые существенные задержки на различных этапах его развития.
  • Общим признаком морального издевательства над детьми является стремление ребенка выглядеть и чувствовать себя не так, как все. Ребенок может неожиданно и кардинально сменить свой стиль одежды, начать одеваться неподобающим образом на различных мероприятиях или в различных местах.

Вот несколько социальных симптомов морального издевательства, которые могут наблюдаться у вашего ребенка:

  • У ребенка наблюдается значительное отставание в различных сферах развития.
  • Можно заметить, что ребенок стал вести себя тише, чем обычно, и пугается малейшего шума и даже знакомых голосов. Он может стать отшельником, отказываться общаться с людьми и поддерживать зрительный контакт во время разговора. Все эти симптомы могут являться ранними признаками развития депрессии, тревоги, страха, психотравмы или даже агрессии.
  • Если ваш ребенок стал жертвой морального насилия, вы можете заметить у него тяжелые и часто трудно контролируемые симптомы саморазрушения. Он может проявлять суицидальные тенденции или агрессивно, вызывающе себя вести, что заключается в злоупотреблении алкоголем или наркотиками.
  • Если ребенок подвергается моральному издевательству, у него могут проявляться и совершенно противоположные модели поведения. Ребенок становится чрезмерно уступчивым и соглашается на все, что вы говорите. Он может внезапно стать чрезмерно воспитанным и вежливым или выглядит подчеркнуто аккуратным и чистым.
  • Когда ваш ребенок страдает от морального насилия, вы можете заметить у него повышенную потребность во внимании родителей или наоборот - ребенок может выглядеть чрезвычайно подавленным или нехарактерно застенчивым.
  • Очень простой способ определить, подвергается ли ваш ребенок моральному издевательству, - это понаблюдать за ним во время игры. Большинство детей копируют негативное поведение или речь, которые они наблюдают или слышат дома. Если вы видите, что ваш ребенок демонстрирует нетипичное для него поведение или произносит слова, неподходящие для его возраста, это может быть признаком морального насилия.

Как можно определить признаки эмоционально агрессивного поведения у взрослых?

Вот несколько способов, которые помогут определить, проявляет ли взрослый моральное насилие по отношению к ребенку:

  • Взрослый обзывает и высмеивает ребенка в присутствии посторонних.
  • Взрослый придумывает ребенку унизительные и неуместные прозвища.
  • В некоторых случаях взрослый словесно угрожает ребенку. Он может повысить голос на ребенка или угрожать ему физическим насилием. Иногда он заставляет ребенка наблюдать акт насилия или нанесения физического вреда кому-либо или чему-либо близкому для ребенка.
  • Взрослый морально унижает ребенка, проявляя нереалистичные ожидания от него.
  • В некоторых случаях моральное насилие над ребенком выражается в вовлечении его в решение вопросов опекунства, присутствии на заседаниях во время бракоразводных процессов.

Несколько статистических фактов морального издевательства над детьми

  • Почти 90 % всех случаев детских смертей являются результатом подстрекательств членов семьи или близких.
  • Дети, ставшие жертвами морального издевательства, на 25 % чаще страдают от проблем со здоровьем и психикой.
  • Дети, которые страдают от морального унижения, склонны к подростковой беременности, совершению правонарушений, уходу из школы и злоупотреблению наркотиками.

Советы по предотвращению морального насилия

Как родитель вы любите своего ребенка, но верно и то, что вы неосознанно заставляете его страдать от морального унижения. Правда заключается в том, что даже образцовые родители иногда кричат на своих детей и игнорируют их. Когда такие случаи единичны, они не являются насилием. Опасность эмоционального насилия появляется тогда, когда такой тип поведения родителей становится привычным и регулярным.

Хотя моральное издевательство над ребенком может произойти практически в любой семье, независимо от царящей в ней атмосферы, существуют некоторые катализирующие факторы. Вот некоторые ситуации, которые могут увеличить опасность морального издевательства над детьми:

  • Семье, которая испытывает финансовые трудности, трудно заботиться об академической успеваемости ребенка и других его основных потребностях. В такой семье ребенок, вероятно, столкнется с моральным насилием.
  • Одинокий родитель может чувствовать себя чрезмерно обремененным заботой и ответственностью за ребенка. Он может срывать свое раздражение на ребенке и тем самым морально унижать его.
  • Ребенок находится в зоне высокого риска подвергнуться моральному издевательству в случае, если родители живут отдельно друг от друга или разведены. В такой ситуации оба родителя могут быть слишком заняты работой и эмоционально пренебрегают ребенком.

Быть родителем, безусловно, большая ответственность, для этого требуется огромное терпение. Вполне возможно, что, в то время как вы кричите на ребенка или игнорируете его из лучших побуждений, результаты такого поведения не всегда оправдывают ваши ожидания. Если вы чувствуете, что каким-то образом морально обижаете своего ребенка, важно проконсультироваться у соответствующего специалиста. Он сможет удержать вас от оскорбительного поведения, поможет избавиться от привычки к моральному насилию и улучшит ваше отношение к ребенку.

Оцените публикацию